Метал имеет в себе десятки поджанров, а то и сотни, но есть поджанр один, который давно забыт и помнят его лишь олды, да и то не все, и называется он, как вы поняли из названия заголовка, speed metal (далее — SM).
Одной из причин, по которой о SM забыли, является тот факт, что метал-сообщество не совсем понимает, по каким критериям определяется SM.
В сотнях разборов от блогеров и поклонников можно увидеть, что к SM причисляют много разношерстных команд, начиная с AC/DC и Motörhead и заканчивая Iron Maiden и Accept, хотя отдать должное, большая часть комьюнити все же смотрит в сторону более традиционных банд, таких как Helloween, Running Wild и Grave Digger.
Проблема в том, что трудно определить характерные черты жанра. Они не такие прямолинейные, как, например, в том же death metal. При этом, если и пытаться как-то определить SM, то получаются уж больно узкие жанровые рамки: небольшие изменения в звуке могут сделать из спид-метал-группы thrash или power metal команду.
А другая проблема заключается в том, что многие из создателей жанра стояли у истоков пауэра (например, Helloween), или были известны своим более традиционным звуком а-ля Accept. И стоит также отметить очень важный момент: в какой-то период творчества многих групп невозможно определить, где заканчивается спид-метал и начинается трэш. Если хорошо посмотреть, то первый альбом Anthrax лучше вписывается в категорию спид-метала, чем трэша.
И последним фактором, надо отметить, то, что период расцвета спид-метала был очень коротким, и его полностью затмил трэш. И спид-метал — это не более чем промежуточный жанр между хэви-металом и трэш-металом.
Ранние дни спид-метала
Конкретные факты о спид-метале таковы, что он зародился в начале 1980-х годов, и его основной определяющей чертой является скорость. Это не та скорость, какую мы привыкли видеть на грайндкорных или блэк-метал пластинках с пластами бластбитов, а это скорее, более быстрая версия хэви-метала конца 1970-х и начала 1980-х.
Другой ключевой момент заключается в том, что почти весь ранний спид-метал пришёл в виде отдельных песен, которые можно найти на традиционных альбомах или альбомах NWOBHM. Не было специально записанного и полностью сформированного альбома спид-метала, который бы, скажем так, зацементировал этот жанр. Не было в 1978-83 годах, что-то типа Kill Em All или Death Crush, чтобы заявить: "Это спид-метал!" На самом деле, только в 1983 году у SM появился более-менее четкий альбом Heavy Metal Maniac группы Exciter, и даже его можно назвать скорее трэш-метал альбомом! Известные хэви-метал группы просто играли быстрые песни. Motörhead иногда играли очень быстро, хотя их звучание было больше основано на хард-роке и панке, чем на хэви-метале. А у Judas Priest были такие песни, как Exciter или более поздняя Screaming For Vengeance, которые в принципе сделали акцент на высокой скорости.
Название жанра в те дни тоже не имело большого значения. Новая волна британского хэви-метала была не жанром, а, скорее, географически определенной сценой, аналогичной развитию Сиэтлской гранж-сцены в конце 1980-х.
У NWOBHM были группы, которые были быстрыми а-ля Venom или Iron Maiden, более традиционными а-ля Diamond Head и более медленными группами а-ля Witchfinder General. Очень часто группы сами придумывали себе название жанров просто для того, чтобы выделиться, поэтому Metallica была пауэр-металом, а, например, Venom и Running Wild — блэк-металом и т. д.
Одним из первых случаев использования прозвища дэт-метал был сплит-альбом 1984 года с участием Helloween, Running Wild, Hellhammer и Dark Avenger! Даже Милле из Kreator как-то сказал, что они использовали тег трэш-метал, чтобы отличаться от более гламурных хэви-метал групп из Соединенных Штатов. Следовательно, теги жанра были несколько бесполезны до конца 1980-х годов, когда жанры стали определяться уже более четко.
Прекрасным примером несколько запутанной связи между трэшем и SM стало событие Metal Hammer 1986 года US Speed Metal Attack. В этом видео участвовали Anthrax, Overkill и Agent Steel.
В любом случае, можно остановиться на том, что первая половина всей истории существования метала зиждется на явной гонке на скорость, в которой новые группы пытались играть быстрее, чем их предшественники. Названия жанров почти не имели значения, пока ты был быстрее и злее, чем прошлые парни. В то время группы спид-метала были достаточно распространены во всем мире, но основное развитие этого жанра произошло в Германии и Северной Америке.
Ну и чтобы не утомлять читателя, я статью эту разделил на 3 части. Во второй части мы поговорим о географической составляющей поджанра: где появился и как его встретило общество.