"На основании приказа НКО ........откомандировать тов. Грабовского П. В., студента IV курса (выпускного) для окончания института». Дата: 15 августа 1942 года.
«Выбросить справку жалко, мог диплом защитить. ... А в боях под городом Белый опять был ранен — пуля немецкого снайпера пробила эту справку, вчетверо сложенную в кармане брюк», — вспоминал Петр Владиславович."
Поляк по происхождению, Грабовский действительно почти не знал польского языка, так как два года учился в сельской украинской школе, один год — в польской и девять лет — в русской школе г. Турткуль в Средней Азии. После смерти отца тринадцатилетнего Петю Грабовского взял к себе учитель химии Александр Анатольевич Сенюткин, который после окончания Петербургского университета два года учился в Берлине, а после Октябрьской революции работал в детской колонии под руководством известного педагога-воспитателя А. Макаренко. Семьи у Сенюткина не было, ему приходилось самому вести домашнее хозяйство. Как считал сам Петр Владиславович, именно Сенюткин и учитель физики этой же школы Александр Никифорович Максименко, руководитель республиканской стрелковой команды, были его первыми учителями в жизни.
В 1938 году Петр Грабовский поступил в Московский горный институт, где его выбрали старостой группы. Он увлекался стрелковым спортом и гимнастикой, а окончив снайперские курсы Осоавиахима, был назначен ответственным за подготовку «ворошиловских стрелков» из числа институтских студентов. Петру частенько приходилось подрабатывать то грузчиком, а то и чертежником.
Начало военных действий. Студент выпускного курса Петр Грабовский, срочно прибывший с практики на шахте в г. Никополь-Марганец Дне- пропетровской области Украины, был направлен райкомом комсомола в 9-й истребительный батальон НКВД для борьбы с немецкими десантниками и диверсантами на подступах к столице. Командовал батальоном майор И. К. Казак. Командиром пулеметной роты батальона НКВД, основную часть которой составляли студенты, был капитан А. Н. Архипов, политруком роты — А. Е. Хлебников, бывший декан Института стали и сплавов.
Друзья Петр Грабовский, Владимир Громов и Зиновий Марьяновский попали в один пулеметный расчет. Впоследствии батальон, в котором воевал Грабовский, вошел в 6-й полк московских рабочих 4-й московской коммунистической дивизии, ставшей затем 155-й стрелковой дивизией. С конца 1941 года красноармеец П. Грабовский обучался на курсах младших лейтенантов 22-й армии и 19 апреля 1942 года ему, как имевшему неполное высшее образование, досрочно присвоили это офицерское звание с направлением командиром пулеметного взвода стрелковой дивизии.
На войне командиры взводов долго не живут. В июле 1942 года в тяжелых боях под Демянском Петр был ранен в обе ноги. Находясь на лечении в госпитале, лейтенант Грабовский написал письма друзьям по институту, оставшимся в Москве. Вскоре начальник эвакогоспиталя № 1966 при- нес раненому офицеру письмо, в котором сообщалось: «На основании приказа НКО от 3/IX-41 года за № 16286 и директивы НКО от 4/IX-41 года за № 2/51—22 С об отзыве студентов, призванных и находящихся в запасных частях, Московский Горный институт имени И. В. Сталина просит от- командировать тов. Грабовского П. В., студента IV курса (выпускного) для окончания института». Дата: 15 августа 1942 года. Подписи: директор МГИ М. И. Фрейдлин, декан проф. Г. М. Еланчик.
«Выбросить справку жалко, мог диплом защитить. Например, после серьезного ранения. А в боях под городом Белый опять был ранен — пуля немецкого снайпера пробила эту справку, вчетверо сложенную в кармане брюк»,
— вспоминал Петр Владиславович.
В августе 1943 года в разгар боев 56-й гвардейской добровольческой сибирской стрелковой дивизии 19-го гвардейского Сибирского стрелкового корпуса 10-й гвардейской армии в составе войск ударной группировки Западного фронта на Смоленском направлении старший лейтенант Грабовский срочно был вызван в отдел кадров армии. Майор-кадровик спросил:
— Вы по национальности поляк?
— По отцу, — уточнил Грабовский, теряясь в догадках, зачем вызвали. — Есть решение Государственного Комитета Обороны откомандировать всех поляков, проходящих службу в советской армии, для комплектования и обучения польских войск. Все ясно?
— Так точно, но… ведь я даже польского языка почти не знаю.
— А язык… выучите. Можете идти! С предписанием в нагрудном кармане старший лейтенант Грабовский убыл к новому месту службы.
Учить польский язык Петру Грабовскому пришлось быстро: на этом языке общались, на польском проходила и вся документация.
А 24 декабря того же года, в сочельник (канун католического рождества), штаб дивизии организовал в столовой празднование.
Когда заиграл оркестр офицер штаба дивизии молодой капитан Piotr Grabowski, подошел do Haliny Jankowskej и пригласил на танец. Познакомились. Русский офицер штаба дивизии Петр Владиславович Грабовский оказался тем единственным мужчиной, который покорил девичье сердце Но война есть война. Не только встречи, но даже общение по телефону, были редки.
Галина Янковская (третья слева) - Победитель всеармейских соревнований - женская команда по стрельбе Краковского военного округа с заместителем министра национальной обороны ПНР, Героем Советского союза генералом С.Поплавским, лето 1951 (Галинке - 28 лет)
Юная патриотка взяла в руки оружие, чтобы сражаться с ненавистным врагом, оккупировавшем ее родину. За отвагу и мужество, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, девушка была награждена орденом и боевыми медалями. Главное же — мечта Янковской сбылась — она участвовала в освобождении от гитлеровцев род- ной Польши, а Победу встретила в поверженном Берлине в звании подпоручика.
10 мая Галине Янковской запомнился как особенный, победный день. С майором Грабовским, начальником оперативного отдела штаба 1-й армии Войска польского полковником Л. Свительским, старшим помощником начальника этого отдела подполковником Ф. Лепржицким она ехала в машине по улицам покоренной немецкой столицы. Вместе сфотографировались на фоне рейхстага и написали на стене «Ура! Победа!» и расписались. Когда возвращались по разрушенным улицам, услышали музыку, которая доносилась из нетронутого войной здания. Оказалось, что это небольшой ресторанчик и в нем полно людей. Сев за столик, официант подал Галине и ее спутникам… клубнику со сливками! Об этом бабушка рассказывала со слезами на глазах...
К концу Великой Отечественной войны майор П. Грабовский — помощник начальника оперативного отдела штаба 1-й армии Войска Польского. Именно эта армия оказалась единственной из союзных войск, которая удостоилась чести участвовать в боях за овладение столицей гитлеровской Германии Берлином: 1-я дивизия, 1-я минометная бригада, 2-я гаубичная артиллерийская бригада и механизированный понтонно-мостовой батальон Войска Польского, приданные соединениям Красной армии.
С марта 1945 года на бывшей немецкой территории появилась польская администрация, и к декабрю туда переселились около двух миллионов человек, в том числе, бывшие воины польской армии. А после 9 мая 1945 года Войско Польское стало нести гарнизонную службу и бороться с растущим в стране вооруженным подпольем, так как польская армия наряду с Красной армией защитила северо-западные территории, а также новую власть Польши. Задачи польской армии стали меняться, и майор Петр Грабовский был назначен старшим помощником начальника оперативного отдела Силезского военного округа, а после присвоения звания подполковник — начальником штаба дивизии Войска Польского. Командующий войсками округа генерал С. Поплавский объяснил назначение майора Грабовского так: «Я помню Вашу просьбу насчет учебы в академии, но пока надо повременить, не хватает квалифицированных людей для борьбы с вооруженным подпольем, не принявшим великую Победу советского и польского народов».
После проверки дивизии министром обороны марша- лом Польши Роля-Жимерским и его заместителем по боевой подготовке генералом С. Поплавским штаб дивизии по всем показателям отличился, и в 1948 году полковник Грабовский был назначен командиром дивизии.
Сокурсники военной академии им.Фрунзе о тех днях учебы: «Петр Владиславович был в нашей малой группе «головой», сочетая в себе высокую культуру военной науки и практики, дружбы и общения семьями. Для подготовки материалов по теме диплома, посвященной действиям Ярцевской группы генерала К. К. Рокоссовского в июле — августе 1941 года, Петр Владиславович получил личную консультацию у этого прославленного маршала Победы — заместителя министра обороны СССР».
Являлся неофициальным куратором групп иностранных военнослужащих, обучающихся в военных академиях СССР, а также заместителем руководителя общества Советско-Польской дружбы. Большие служебные и общественные нагрузки сказались - в 1975 году неожиданный инсульт, после которого Петр Владиславович уволился из армии по состоянию здоровья, а в 1997 году скончался после тяжелой продолжительной болезни.
Генерал-майор Грабовский П.В. награжден семью орденами СССР, многими высшими орденами ПНР и орденом ЧССР. Он оставил нам пример служения Родине, а странам бывшего Варшавского договора – военно-научную школу и дружбу с нашей Великой страной, которой они обязаны своими новыми границами и суверенитетом.
Вечная память!
P.S. Любимым фильмом бабушки и дедушки был фильм - «офицеры» с похожим сюжетом. Мы до сих пор смотрим последние кадры этого фильма со слезами на глазах, но все же во всех своих начинаниях вырабатываем командный голос.