Недавно довелось услышать одно интересное суждение: «Исторический процесс – это цепочка социально-политических проектов». Любопытное суждение, над которым следует подумать.
Обычно нам известны исполнители таких проектов: политические деятели, исторические личности.
Петр I реализовал проект «Северная Пальмира», а И. В. Сталин реализовал проект «Красная Империя».
Видимо, такие масштабные проекты представляют собой метапроекты, в которые организационно и онтологически включены малые локальные проекты.
А кто же мог быть проектантом? Кто был заказчиком таких масштабных проектов? Кто был их «проектировщиком»? Мог ли Заказчик и Исполнитель быть одной личностью?
Наличие проектанта, способного к такой масштабной проектности, не вызывает сомнения. Правовое сознание такого субъекта достигает более высокого, седьмого Метапроектного контура.
Основной потребностью этого контура является преобразование в метапроект смыслов, дешифрованных в предыдущем шестом контуре. «Прививание» в социосистему смыслов, принятых в предыдущем контуре, осуществляется через метапроектирование.
В статье «Можно ли сконструировать сюжет далекого Будущего» мы рассказывали о конструировании сюжета страны. В этот сюжет должен быть включен целый комплекс проектов, представляющий собой различные сюжетные линии возможных событий.
В самом сюжете страны четко видна историческая перспектива.
Её называют Будущностью. Будущность – это ось истории, направленная в Будущее. Будущность – это и есть метапроектирование за пределами Неизбежного Будущего с перспективой более 50 лет.
Основной потребностью этого контура является преобразование смыслов в метапроект. Речь идет о смыслах, дешифрованных в предыдущем шестом контуре.
Итогом дешифровки призвана стать актуальная смысловая модель, в которой должны содержаться смысловые сочетания, пригодные для метапроекта.
Цель седьмого контура Правосознания – это не только создание метапроекта. Требуется создание контуров онтологии (мировоззрения) или картины мира для всего общества [1, c.124-126]. Практическим проявлением онтологии может быть общее мировоззрение, идеология или религиозное учение. Создание основ будущей онтологии для всей социальной системы должно быть движущей силой метапроекта.
Конструирование онтологий – явление, описанное в литературе. Оно предполагает прохождение определенных процедур [2, c. 14].
В рамках седьмого Метапроектного контура возможны следующие процессы:
1. Метапроектант добивается согласования смысловых и ценностных основ социальной системы со смысловыми и ценностными позициями Мироздания. Выстраивается гармония смыслов «по горизонтали» (Земли) и «по вертикали» (Неба).
2. Формирование исходных социальных ценностей наряду с гармонией смыслов является основой для создания социальной онтологии – мировоззрения общества, его ценностей и представлений о текущем и будущем существовании. Окончательное создание онтологии происходит на следующем восьмом контуре Правосознания – контуре Созидания.
3. Создание Сюжетного Метапроекта – это итог сложнейшей работы Метапроектанта. Ядром метапроекта призван быть сюжет развития социальной системы, или Управляющий Сюжет. Он рассчитан на определенный период.
Как показывает исторический опыт, метапроектанты несли в себе и функции заказчика, и функции проектировщика, и функции исполнителя проекта.
Это значит, что носители седьмого контура Правосознания могут быть востребованы только при наличии определенных условий. А условия возникают не всегда.
Видимо, в этом и заключается причина непроявленности этого контура правового сознания в текущей реальности.
Страны, способные создавать метапроекты, тоже известны: те же Россия, Индия и Китай. Особенность этих стран заключается ещё и в том, что их метапроекты не будут конфликтовать. Не исключено создание этими странами и общего метапроекта.
Продолжение следует…
_________________
1. Арапов С.В. КОНТУРЫ ПРАВОСОЗНАНИЯ: к эволюции правового восприятия: – Санкт-Петербург: BooksNonStop, 2021. – 216 c.
2. Красиков В.И. Конструирование онтологий/М. Водолей Publishes, 2007
__________________
#наука #политика #история #общество #право #будущее #правосознание