Найти тему

«И, ВЗИВШИСЬ, ЗАНАВЕС ШУМИТ…»

В Чебоксарах завершился 22-й республиканский конкурс театрального искусства «Узорчатый занавес». Своими впечателениями о нем делится председатель жюри.

Сила традиций

Каждый год на целую неделю театральная Чувашия погружается в атмосферу праздника и трепетного ожидания итогов смотра творческих сил республиканской Мельпомены. Конкурс проводится и организуется Министерством культуры, по делам национальностей и архивному делу Чувашской республики и Союзом театральных деятелей Чувашии.

Принцип организации фестивальной конкуренции прост: каждый коллектив может выдвинуть на соискание наград «Занавеса» по 2 спектакля, выпущенных за предыдущий календарный год. Требовательность при отборе наглядно можно было увидеть и в афише нынешнего смотра. В нем участвовали все 6 государственных театров Чувашии, но в сумме их номинанты составили 10 постановок, которые и оценило строгое, но объективное жюри. Марафон просмотров был непрост: в иные дни приходилось смотреть по три спектакля. Однако в подобной «спрессованности» программы конурса было и свое преимущество, когда члены жюри не теряли пульса увиденного и постоянно ощущали контекст всего происходящего в одной из театральных столиц Поволжья.

Лучшее – для детей

При этом заметим, что помимо «взрослого», то есть основного, конкурса, повышенной популярностью пользовалась номинация «лучший спектакль для детей». Здесь сошлись в наших впечатлениях постановки разных авторов и разных форм: от спектакля Чувашского театра кукол «Снегурочка» (режиссер – Антонина Добролюбова) до «Тайны золотого ключика», представившей публике новую сценическую версию известной сказки о Буратино и его друзьях в интерпретации коллектива Чувашского театра юного зрителя им. М. Сеспеля (режиссер – Татьяна Дремова).

И показательно, что историю про деревянного человечка ТЮЗ играл на следущий день после спектакля «Метель» (режиссер –Байрас Ибрагимов), в котором сюжет пушкинской повести подвергся адаптации Василия Сигарева, а в постановочном решении неожиданно проявилась фантазия создателей сценического зрелища – и в подборе музыкальных иллюстраций (конечно, «с участием» Свиридова), и в активном использовании кинопроекции, буквально «излагающей» некоторые эпизоды. С новшествами техники и технологии в нынешних постановках все было в порядке. Особенно пришелся по душе членам жюри спектакль Русского драматического театра «Виртуальные приключения Сони и Вовы» (режиссер – Алексей Синицын). По сути, это был весело разыгранный молодыми актерами наглядный ликбез по IT-грамотности и безопасности. И все же лучшим спектаклем для юного поколения жюри единогласно назвала спектакль Чувашского экспериментального театра драмы «Две колдуньи» (режиссеры – Валерий Проворов и Александр Аркадьев). В нем тщательно продуманная драматургия соединилась с ироничным стилем актерского ансамбля, а невеликое пространство зрительного зала, в котором играются спектакли, лишь усиливало эмоциональный взаимообмен между теми, кто был «на сцене», и кто был «вне сцены», в небольшом, но уютном зале, где дает свои спектакли коллектив из Новочебоксарска.

Все очень серьезно…

Когда-то мудрый гений театра Жан-Луи Барро написал, что «театр – это не то, что происходит на сцене, и это не то, что происходит в зале, а то, что происходит между сценой и зрительным залом». И с этой точки зрения участники «Узорчатого занавеса» максимально направляли свои творческие усилия на установление этого самого напряжения общения. Порой зрителям приходилось мысленно «отвечать» на прямые реплики актеров, брошенные в зал. Так, как это случилось, во время спектакля Чувашского театра кукол «Хранители», в котором рассказана героическая история создания в годы Великой Отечественной войны Сурского оборонительного рубежа. И оказалось, что вроде «детскому» театру доступны и героика, и патетика. А там, где визуальное впечатление подкреплялось воздействующей пластикой танцующих и энергичной музыкой русского гения Сергея Рахманинова, то эмоции приближались к очень высокой ноте в соответствии с мелодиями и мотивами его «Симфонических танцев». Именно это одноактный одноименный балет представил Чувашский театр оперы и балета. Его поставил балетмейстер Данил Салимбаев, осмелившийся внедрить среди солистов и кордебалета самого Рахманинова, будто бы вспоминающего об утраченной Родине и грезящего о невозможном – возвращении в Россию.

Масштаб судьбы

Основная же борьба в остальных номинациях развернулась между двумя явными фаворитами нынешнего смотра «Узорчатый занавес». На сцене Чувашского академического драматического театра им. К. Иванова была представлена масштабная постановка «Угаснет свет во мне – а ты гори!» (режиссер – Наталия Сергеева), посвященная жизни и судьбе выдающегося уроженца Чувашии Никиты Бичурина, знаменитого ученого и путешественника, известного также как отец Иакинф. Это был единственный спектакль нынешнего конкурса, который был сыгран на чувашском языке. От этого ощущение сопричастности к происходящему на сцене только усиливалось. Тем более, что по всей Чувашии 2022 год был объявлен «Годом выдающихся земляков». И мощное театральное действие, отражающее наглядно ключевые моменты биографии Бичурина, по праву вызвало к себе и интерес зрителей, и позитивное отношение взыскательного жюри.

Наш коллектив экспертов присудил постановке награду за лучшее музыкальное оформление (композитор - Лолита Чекушкина), а вот с распределением награды за лучшую мужскую роль в этой постановке пришлось принимать парадоксальное (но как выяснилось в итоге) справедливое решение. Награду за лучшую роль второго плана получил Геннадий Медведев, сыгравший Бичурина в старости. А лучшим актером был назван Евгений Урдюков, сыгравщий героя в молодости и зрелости. Размышления вслух о лучшем спектакле года продолжались в жюри до последнего дня просмотров.

Петербургский след

И здесь самое время вспомнить о втором фаворите «Узорчатого занавеса – 2022». Это мощнейшая исповедальная постановка Русского драматического театра «О чем плачут лошади», которую петербурсгкий режиссер Игорь Лебедев поставил по рассказам Федора Абрамова.

Минимализм оформления сценического зрелища никак не мешал восприятию происходящего на сцене. Наоборот, он лишь усиливал его образный смысл и направлял внимание зрительного зала на блестящий актерский ансамбль. Что не могло не заметить жюри, отдавшее спектаклю награду «за лучшую сценографию» (художник-постановщик – Иван Мальгин). А вот с актерской наградой среди представительниц прекрасного пола были колебания, ибо подобной женской актерской команды заслуженных и народных артисток, существующих как единый организм и дышащих в унисон с тем, как стучат вместе их сердца, давно не приходилось видеть на российской сцене. Это была настоящая жизнь простых деревенских старух, познавших и счастье, и горе, и радости, и страдания, но не сдающихся под ударами судьбы. Когда же в заключительном эпизоде все актрисы, преобразились в сценические образы лошадей, то показалось, что над сценой пролетела тень легендарной товстоноговской постановки «Холстомера».

Решение было принято. Награду за лучшую женскую роль получила одна из самых ярких участниц ансамбля спектакля Галина Холопцева.

Финал – делу венец

Церемония закрытия конкурса и вручение наград проходила в Международный день театра на сцене Чувашского академического театра драмы им. К. Иванова. И когда на нее поднялась Галина Анатольевна, то зал встал в едином порыве. И такие моменты судьбы и человеческого единения дорогого стоят. И с никакой «Оскар» с этим не может сравнится. Потому что все это было от души и от сердца.

Точно также, когда в этом зале прозвуали слова о том, что лучшим спектаклем года была признана постановка «Угаснет свет во мне – а ты гори!».

«Узорчатый занавес-2022» опустился над театральными Чебоксарами, но в коллективах уже идет работа над новыми постановками, которые вновь сойдутся в творческом соревновании через год. Во всяком случае, министр культуры, по делам национальностей и архивному делу Светлана Анатольевна Каликова, выступавшая на церемонии закрытия нынешнего смотра, очень на это рассчитывает и надеется.

Сергей Ильченко

Чебоксары – Санкт-Петербург

#чебоксары #узорчатый занавес #фестиваль