Найти тему
Культурный Петербург

«ВЫ В КНИГАХ ПРОЧИТАЕТЕ, КАК МИФ…»

Веркин Эдуард. Облачный полк: Повесть : [ для ст. шк. возраста: 16+] / Эдуард Веркин; [ авт. обл. О.Брауде]. – 6-е изд., стереотип. – М.: КомпасГид, 2020. - 296 с.
Веркин Эдуард. Облачный полк: Повесть : [ для ст. шк. возраста: 16+] / Эдуард Веркин; [ авт. обл. О.Брауде]. – 6-е изд., стереотип. – М.: КомпасГид, 2020. - 296 с.

У этой повести известного писателя для юношества в общем-то счастливая судьба. Есть и награды, и тираж, и восхищенные отзывы критиков, и вот уже шестое переиздание. Однако все это – лишь внешний контур выстраивания отношений с текстом, который обращен в прошлое и касается одной из самых мифологизированных тем отечественной словесности – Великой Отечественной войны. И не просто Великой войны, а темы «дети и война». Здесь традиции еще более очевидны: от «Сына полка» и «Ивана» до повестей Адамовича и Быкова. Тем более, что основной сюжет «Облачного полка» связан с жизнью партизанского отряда где-то на Псковщине времен зимы 1942/43 годов.

Впрочем, здесь я уже пускаюсь в область проверки текста Веркина на документальность. И вскоре вы поймете: почему это мне, как читателю, необходимо. Если же следовать строению книги, то она выстроена как воспоминания от первого лица некоего Дмитрия в наши дни. Затем следует сам основной партизанский сюжет, а далее автор-повествователь вновь возвращается из прошлого, но не в наши дни, а в еще одно воспоминание образца примерно 1958 года.

Мои описания конструкции текста гораздо сложнее самого рассказа, в котором есть все, чтобы зацепить внимание сегодняшнего юного читателя. И военные действия, и два юных героя – Дмитрий и некий Саныч. И даже потаенная любовь. И динамичный, перешагивающий от эпизода к эпизоду, сюжет о буднях советских партизан. В конечном счете, никто не запрещал сочинять юношеский роман (или роман для юношей) в некой увлекательной форме.

То, что рассказываает герой от лица автора – знакомо и узнаваемо из уже сформировавшегося набора мифов и антимифов о Великой войне, а уж тем более – о партизанской жизни. И все же иные эпизоды кажутся не только романтическими, а почти ироничными. Вроде эпизода натурального обмена с немецкими обозниками. Пожалуй, впервые приходится читать на русском языке столь необычную историю времен той самой войны.

И еще одно поражающее внимание обстоятельство сюжета: подавляющее большинство персонажей «Облачного полка» - молодые люди. Практически вчерашние школьники. И от этого повествоваание получается столь щемящим и сожалетельным, Автору, как и нам, безумно жаль тех, у кого война заменила детство и юность, раньше положенного окунув чувства в бездну кровавой жестокости и ненависти. При этом они остались теми, кем и были войдя в мир схватки между «нашими» и «ненашими». И в этом аспекте текст Веркина оказывается жгуче актуальным, словно автор писал его поле известных на весь мир событий 2014 года и нынешнего февраля-апреля. Мы читаем и чувствуем то, как непосильна порою для них эта ноша смертельного противостояния.

Здесь важно немного остановится в моем пафосе позитивного впечатления и взглянуть более тщательного на фигуру того самого «Саныча», которой и служит как бы старшим наставником для повествователя Дмитрия. Разницы в возрасте между ними от силы – год-полтора, но по всей системе их отношений ты вроде присутствуешь при общении старшего брата с младшим. И чем дальше, тем отчетливее пробуждается интерес к этому Санычу. Лишь после того, как сюжет свернет в направлении трагической судьбы партизанского отряда, по одной случайно брошенной реплике командира, до тебя начинает неуклонно доходить собственное читательское открытие: ведь Саныча зовут Леней. А когда ты слышишь его фамилию, то сюжетный пазл окончательно складывается. Именно о юном партизане Герое Советского Союза Лене Голикове и написана это невероятная повесть.

Вот так из области узнаваемых сюжетов и эпизодов о партизанской войне на Псковщине мы оказываемся в центре истории о том, кем были те самые «пионеры-герои», именами которых названы улицы в городах по всей стране, и которым установлены соответствующие памятники. Писатель и здесь обыграл известные факты о юном партизане. Например, историю о том, как для одной из первых книг о Голикове нужно было найти его фотопортрет. Но таковых не обнаружилось. И тогда младшая сестра Лени якобы сфотографировалась вместо погибшего на войне брата. Попутно заметим, что сам Эдуард Веркин был весьма деликатен при создании образа Саныча, не наградив его жизнеописание выдуманными деталями, ни прибавив к его истории в повести ничего сверх официально установленных эпизодов его короткой, но яркой жизни.

Парадоксальным образом писатель возвращает нас, читателей, в своей повести в размышлени о дне сегодняшнем.

Повесть завершает эпизод встречи автора Димы, экс-партизана, с неким писателем, который пишет книгу о Лене Голикове. И звучит символический обмен репликами:

«- Я считаю, что все еще не закончено, - сказал я. – У нас с немцами. И никогда не будет закончено. Каждый немец, пусть он через сто лет родится даже, каждый немец нам должен.

- Ну, да, за то, что они у нас тут сделали….

- Совсем нет. Они нам должны не за то, что они у нас сделали. Они должны за то, что мы у них не сделали».

Эдуард Веркин написал это в 2012 году. Сейчас на дворе – апрель 2022 года.

Сергей Ильченко

#литература #литература дзен #эдуард веркин