Эта статья для меня немного особенная, так как в ней я расскажу об особом для меня фильме, даже, скорее, культурном явлении (тут я немного отойду от темы блога, так как "Дюна" - все же не семейный фильм). Роман "Дюна" Френка Херберта, написанный в далеком 1965 году, считается культовым в мировой фантастике; я же его прочитал, кажется, в возрасте 14 лет, и тогда он очень меня впечатлил. По нему был снят фильм в 1984 году (и тогда он смотрелся неплохо - жалко, только скомкали и исказили концовку), а также был снят низкобюджетный сериал. Но роман явно заслуживал лучшей экранизации, и, когда я узнал, что Дени Вильнев решил взяться за его это, я скрестил пальцы и стал терпеливо ждать.
Краткий сюжет "Дюны"
В далеком полуфеодальном космическом будущем дом герцога Атрейдеса получает назначение от падишаха-императора отправиться на планету Арракис, известную уникальным ресурсом - специей, крайне важным для космических путешествий, чтобы обеспечить мир на планете и бесперебойное производство. Злейшие враги Атрейдесов - Харконнены, покидающие планету, задумали коварный план. Юному герцогу Полу Атрейдесу предстоит разобраться в заговоре, заключить мир с местными племенами фрименов... и, возможно, судьба приготовила для него что-то большее? Великие дома, Император, Арракис, спайс, Космическая Гильдия, фримены, орден Бене Гессерит, особенности технического развития после восстания машин (Батлерианский джихад)...
Характерные особенности новой "Дюны"
Как и положено, я смотрел новую "Дюну" в Imax. Это было правильным решением: некоторые визуальные моменты, которые я заметил в первом просмотре, я не мог отметить потом, да и звук был просто на высоте. Собственно, именно для таких фильмов Imax и существует: фильм превратился в звуко-визуальный ансамбль, в котором идеальной была каждая нота и каждая искорка песка на солнце.
"Дюна" смогла собрать вместе прекрасную команду актеров, здесь представлены как восходящие звезды (Тимоти Шаламе, Зендея), так и актеры со стажем, которые еще надеются, что их лучшие роли впереди: Ребекка Фергюсон, Оскар Айзек, Джейсон Момоа, Хавьер Бардем. Хотя никто из них и не был номинирован на "Оскар", все они прекрасно исполнили свои роли, и сейчас мне трудно даже представить кого-то играющих вместо них. Но все же их актерское мастерство уступило главному персонажу фильма - Арракису, опасной и безжалостной планете, которую Вильнев показывает в своем фильме как независимое действующее лицо.
Достоинства "Дюны" не ограничиваются актерским составом, более того, если верить церемонии "Оскар 2022", сила фильма совсем в другом. Напомню: фильм взял 6 (!!!) "Оскаров": лучшая работа оператора, лучшая работа художника-постановщика, лучший монтаж, лучшие визуальные эффекты, лучший звук и лучший саундтрек. Съемочная команда "Дюны", во многом знакомая Вильневу по его предыдущим работам, показала нам то, что Вильнев так любит: величие мира и ничтожность человека, неспроста мы постоянно видим огромные здания, космические корабли рядом с подчеркнуто маленькими людьми. Композитором был приглашен Ханс Циммер, добавивший эту симфонию Арракиса в свою коллекцию достаточно разноплановых работ.
"Дюна" Дени Вильнева: отличия фильма от книги
В первую очередь надо сказать, что смотреть фильм, не прочитав книгу, достаточно трудно, так как в книге есть объемный глоссарий, объясняющий многие непонятные вещи. Здесь же эти детали спрятаны в диалогах персонажей, в обучающих материалах, которые изучает Пол.
Большинство героев "Дюны" передано близко к книге (Дени Вильнев поставил целью именно экранизировать роман, а не снять "фильм по мотивам"). Исключение - Льет Кайнс, из немолодого мужчины превратившийся… внимание, барабанная дробь.... в смуглокожую женщину!
В фильме Пол выглядит юным и неуверенным, а в книге герцог признает: "тяжесть титула ему уже по плечу", и мать признает его зрелость. Это особенно забавно, учитывая, что по книге Полу всего 15 лет, а игравшему его Тимоти Шаламе на момент съемок было 23 года. Книга почти в самом начале показывает нам диалог Харконненов, открыто обсуждающих план, а дом Атрейдесов взбудоражен подозрениями о предателе (отметим доклад Хавата герцогу и жёсткий разговор Хавата с Джессикой). Все говорит о неотвратимой катастрофе, и речь даже не идет о том, чтобы предотвратить ее - только чтобы хоть как-то уцелеть. Поэтому складывается ощущение, что перед прочтением книги кто-то вкратце рассказал нам сюжет, и читая, мы лишь узнаем детали. Фильм Вильнева всеми силами пытается следовать в рамках сюжета книги, но при этом сохранить интригу, не оглашая всех этих фактов. Поэтому я считаю, что фильм "Дюна" удался, а отступление от книги лишь пошло на пользу.
Еще одно отличие: барон Харконнен в фильме недостаточно мерзок, зато он не такой карикатурный злодей, как в предыдущих экранизациях. В фильме исключен один из его пороков - видимо, чтобы не выйти за рамки 12+, а возможно, из соображений толерантности.
Чего ждем от продолжения "Дюны"?
Будем ждать появления новых персонажей (Фейда Рауты, принцессы Ирулан - на их роли уже утверждены Остин Батлер и Флоренс Пью), Алии. Ждем раскрытия персонажей, которым досталось мало времени: Стилгара (Хавьер Бардем), Чани (Зендея), большего внимания дому Харконненов, а также более активной роли Тимоти Шаламе. И, конечно - много песчаных червей, это же "Дюна"!
А как вам понравилась "Дюна"? Пожалуйста, поделитесь впечатлениями в комментариях.
Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе новых обзоров! Поддержите интересный материал лайком и шоколадкой!
#кино #оскар 2022 #дюна #дюна вильнева