"Какой смысл в том, что цены на нефть снижаются или растут, если цена бензина все равно идет в рост!" - говорят мои друзья-автомобилисты. И они совершенно правы, хотя порой стоимость дизтоплива и снижается на символическую величину - рубль-полтора или чуть больше, особенно если в дело вмешивается антимонопольное ведомство.
Достаточно сравнить прайсы за последние десять-двенадцать лет, чтобы убедиться в том, что бензин дорожает сильнее, чем недвижимость, бытовая техника и даже сами автомобили. А вместе со стоимостью топлива "золотым" становится и проезд в общественном транспорте, который повышается с каждым годом, хотя зарплаты у большинства из нас не спешат расти.
До недавних пор я не мог понять причины этого явления, пока не обратился к приятелю-экономисту. И он объяснил мне все в два счета, точь-в-точь как хороший учитель объясняет школьнику таблицу умножения, так что я готов разъяснить эту хитрую механику вам!
Прибыль превыше всего
Начнем с того, что мы с вами живем в рыночном обществе, в мире бизнеса, который думает не об общественном благе, а о собственной выгоде, которая может и не совпадать с интересами граждан. Точь-в-точь так же поступают и наши нефтеперерабатывающие заводы, которые исправно гонят нефть на экспорт, как только спрос на нее начинает расти, и создают дефицит на внутреннем рынке, который вызывает закономерный рост цен.
А если зарубежные рынки закрываются для российского топлива, как происходит сейчас, российские НПЗ пытаются компенсировать убытки за счет взвинчивания цен на внутреннем рынке. Бизнес есть бизнес, и для наших предпринимателей, хорошо усвоивших законы "дикого рынка" 1990-х, получение прибыли превыше всего. И только когда топлива на внутреннем рынке становится слишком много, цены на него начинают снижаться, но незначительно и ненадолго - не желающие разоряться нефтяники сокращают добычу и все начинается сначала.
Когда закончится нефть
Вторая причина роста цен на бензин связана с тем, что себестоимость добычи нефти становится выше с каждым годом, потому что запасы доступных месторождений иссякают. Наверное, вы слышали прогнозы отраслевых экспертов, предсказывающих, что запасов нефти в российских недрах хватит на пятнадцать-двадцать лет, а потом нам всем придется перейти на "зеленую" энергию ветряков и ГЭС.
Правда, я слышал подобные прогнозы еще в школьные годы, когда мы жили в СССР. Прошло много лет, а нефть так и не спешит кончаться, так что ставить крест на нефтяной отрасли нашей страны слишком рано. И все же затраты, связанные с добычей нефти, становятся все выше, а вместе с ними дорожает и бензин. Россия - это не Саудовская Аравия, где нефть стоит дешевле питьевой воды!
Нефть-кормилица
И наконец, третья причина постоянного роста цен на бензин связана с тем, что наш бюджет в значительной степени формируется за счет продаж газа и нефти. Одни экономисты говорят о зависимости в 50% и больше, другие называют более скромные цифры, и все же очевидно, что за счет нефти-кормилицы и необходимого всему миру российского газа формируется "социалка", включая пенсии и пособия, строятся школы, больницы и дороги, содержится наши вооруженные силы - самые надежные союзники России и так далее.
Если верить расчетам экспертов, всевозможные сборы и налоги составляют не меньше 70% цены бензина. Так что когда вы сетуете на "золотые" ценники на заправках, вспомните о том, что за счет "нефтяных" налогов финансируются очень многие нужные нашей стране вещи. Хотя лично я охотно отказался бы финансировать заведомо провальные "киношедевры", которые тоже снимаются за государственный счет!
А вы согласны с доводами моего друга и с моими суждениями? Если вас заинтересовала эта тема, подписывайтесь на мой блог, оставляйте комментарии и ставьте лайки!