Найти тему

Постучись в мою дверь: сериал хороший – ситуация страшная. Часть 1

Эда Йылдыз и Серкан Болат
Эда Йылдыз и Серкан Болат

Психологическая рецензия наблюдателя главной пары турецкого сериала «Постучись в мою дверь» (2020-2021). Осторожно, содержит спойлеры сюжета!

Если вы в каких-то описаниях найдете, что это сериал о Настоящей Любви – не ведитесь. Главные герои тоже часто об этом упоминают – не ведитесь. Любви там нет ни капли. Единственное чувство, что связывает главных героев этого сериала, и показано оно просто фантастически хорошо – это созависимость.

Да, друзья мои. «Постучись в мою дверь» – это 161 серия о токсичных, разрушающих, уничтожающих разум созависимых отношениях.

Но я назвала этот сериал хорошим, и вот почему.

Довольно часто в нашей жизни мы встречаемся с мнением, что если в отношениях нет историй с истериками, скандалами, битьем посуды и постоянными сошлись-разошлись – это и не отношения вовсе. Должна же быть между мужчиной и женщиной страсть, перчинка, иначе вы быстро друг другу наскучите. Интересное мнение, конечно. Только вот любители подобного «перца» всегда оказываются заложниками данной ситуации. Каждый раз, когда в отношениях наступает мир и покой, они сами подсознательно раскачивают эту лодку дабы вернуть адреналиновые эмоциональные всплески, потому что без них «что-то не то». Состояние перманентного стресса для такого рода людей – норма, в спокойствии они начинают испытывать постоянную тревогу, что что-то идет не так, но объяснить это никак не могут. Появляется агрессия за алогичные эмоции без повода, подозрительность вплоть до мании.

Отношения Эды и Серкана из сериала – яркое тому подтверждение.

Они вступают в отношения изначально с крайне негативными эмоциями друг к другу. Да и вообще, если посмотреть и подумать, то поначалу ни один из них не вызывает полноценной эмпатии как персонаж.

Эда – капризная, взбалмошная, истеричная девочка около 25 лет с травмой детства в виде смерти родителей от несчастного случая. Она застряла в 6-летнем возрасте потери и всю остальную жизнь выкатывалась на жертвенной позиции «у меня нет родителей, я такая несчастная, все вокруг превращают мою жизнь в ад, а я ни в чем не виновата априори». Её ближайшее окружение – тетя и три подружки, – отлично в данную концепцию бабок-плакальщиц вписываются. Они готовы часами слушать её страдания, потакать эгоизму и всячески подпитывать ранимое эго. При этом у неё есть конкретный объект для ненависти – бизнесмен Серкан Болат, успешный и богатый архитектор, из-за компании которого она лишилась стипендии и соответственно, возможности получить высшее образование и приобрести карьеру мечты, как у него. Всё, что есть у него, нет у неё «по его вине», отсюда и крайняя степень негативизации и обвинение во всех грехах её нынешнего плачевного состояния.

Серкан – максимально закрытый, сконцентрированный на работе тип чуть за 30, трудоголик и рационал. У него синдром отличника, общий тревожный перфекционизм, легкая форма ОКР из-за присутствия своей травмы детства – непринятия отцом, сравнивания родителями его со старшим братом не в его пользу, а после гибели брата замещение собой его фигуры, желание слиться с братом в один образ «идеального сына». Наряду с холодным отстранённым отцом мы имеем вкупе ещё истеричную, запертую в своей агорафобии мать, которая пытается из своего угла его контролировать, и получаем человека, который с детства не знал к кому подойти со своими переживаниями, подавлял их в себе годами и поэтому вообще не умеет проживать эмоции, свои и чужие.

Таким образом, мы имеем максимально полярных персонажей, которые из-за своих различий могли бы закрыть базовые потребности друг друга: Эда закрыла бы свою потребность в рациональной и стабильной родительской фигуре, которая дает опору, защиту и поддержку, а Серкан смог бы раскрыть свой эмоциональный фон, поделиться, наконец, переживаниями, получив благодарного и эмпатичного слушателя, который его не отвергает и принимает.

Признаться честно, поначалу именно персонаж Серкана мне импонировал. Я вообще с трудом схожусь с главными женскими персонажами (к концу, кстати, ситуация кардинально поменялась, но я об этом ещё расскажу), и я была полна сочувствия к главному мужскому персонажу, не понимая, зачем он впаивается в это дерьмо. Плюс, у нас с ним есть схожие травмы, я чувствовала связь именно с ним вплоть до конца второй арки (почему не до конца истории тоже позже). Прим. автора

Итак, с точками входа мы разобрались. Что же нас ожидает по мере развития истории?

Сюжет сериала условно делится на 3 главные арки.

Первая арка, кстати, пожалуй самая ровная и адекватная с точки зрения построения сюжета – переход от антипатии к симпатии и развитие отношений. Здесь мы наблюдаем за тем, как два зверька из противоположных миров пытаются понять и нащупать друг друга, прочувствовать травмы. Здесь они оба проявляют максимум себя, но выбитых из колеи. Мы очень хорошо видим как они взаимно меняют друг друга, излечивая свои раны, пытаются выровнять перекошенный психологический фон каждого в более-менее здоровое русло. Эда вылезает из своего кокона маленькой девочки, проживает травму потери, прощает виновных, закрывает гештальт. Мы наблюдаем за тем, как она становится более взрослой и осознанной, из её речи уходит истерика с пол-оборота (она всё ещё эмоциональна, однако это перестает напоминать гротеск и подводную мину-не-прикасайся-убью), меняется в силу этого и её внешний вид, презентация себя. Серкан тоже учится быть более чутким и эмпатичным человеком. Он со скрипом, но всё-таки подпускает кого-то достаточно близко без страха отвержения, учится проживать свои эмоции. Его спертая агрессия становится более экологичной, он реже выливает её на коллег, прислушивается к своей команде по работе, перестает их настолько жестко контролировать.

Это из хорошего. Из плохого же мы видим, что как только персонажи оказываются в привычном «травмирующем» окружении, они снова откатываются на несколько шагов назад. Я не буду останавливаться подробно на окружении, скажу только, что оно отвратительно – постоянно сует нос не в свои дела, сплетничает и вторгается туда, куда их не просят, прикрываясь «добрыми побуждениями» (этого в нашей жизни, к сожалению, тоже хватает). Подобная связка между главными персонажами «с тобой мне хорошо, а в остальном мире плохо» закрепляет внутри нестабильной психологически личности акцентуацию на объекте.

Добившись того, чтобы Серкан начал проявлять к ней должное внимание и любовь, Эда сразу же требует с него больше. Ей уже мало того, что он ей дает в силу своего ограниченного эмоционального диапазона (более стабильная эмоционально бывшая девушка Селин, кстати, получала от него ещё меньше). Аппетиты Эды возрастают. Подключаются более изощренные манипуляции, нарастающая в своих масштабах ложь. И тут же, конечно, на страже подружки-подпевалы, которые доводят всё это до абсурда.

Со стороны Серкана мы видим более отчетливую эмоционально-зависимую сцепку: он уже с мазохистическим удовольствием играет в эти игры, сбрасывая всю свою скопившуюся за долгие годы агрессию. С ней ему плохо, но без неё – еще хуже. Очень ярко работает схема «сильный мужчина стал подкаблучником у стервы». Эда из него веревки вьет и получает всё, что ей нужно, а Серкан утоляет свою потребность в контроле, питая эго тем, что такая хаотичная и непредсказуемая девушка под его игом. При этом абсолютная непоследовательность эмоций, которые она проявляет, с действиями и логическими заключениями выбивают его из какой-никакой стабильности каждый раз. Он не может сопоставить начало и конец и теперь уже в нём начинает копиться злость на Эду за её, по сути, ключевую составляющую характера.

Конец 1 части.

Часть 2: https://zen.yandex.ru/media/id/6265ab288cf79e70a2120397/postuchis-v-moiu-dver-serial-horoshii--situaciia-strashnaia-chast-2-6267b756724a2b5160275e44