Компания Airbus закупает в России порядка 65% металла. Boeing же в начале марта от российского титана отказался. Они закупали у нас около трети нужного объема.
Титан — металл стратегический. На 45% легче стали. Тяжелее, но в 2 раза прочнее алюминия. Активно используется в аэрокосмической, медицинской, пищевой, сельхозотраслях, в кораблестроении и химпроме.
94% объема российского титана экспортируют «ВСМПО-Ависма» (25% мирового рынка) и «Соликамский магниевый завод». Этот рынок пострадал в пандемию — самолеты простаивали. В 2021 году экспорт нашего титана снизился на 22% (14,6 тыс. тонн). Сократились поставки в ЕС, а в США увеличились почти вдвое.
Как все выглядит сейчас:
"Запрещаем экспорт технологий для авиакосмического сектора, прекращаем поставки авиазапчастей в Россию. Только титан поставляйте, пожалуйста".
Двуличность во всей красе.
В авиаотрасли чувствуется нервозность. Для нас рынок титана — не самый большой среди экспортных. У «ВСМПО-Ависма» 450 партнеров в 50 странах мира. Найдем, кому продавать.
Да и про Boeing давайте по-честному: программа Boeing-777 Max, для которой был нужен большой объем титана, пока на стопе. Проблема с сертификацией в нескольких странах.
А что потом? Ах да, потребуется титан.
Европейцам металл нужен здесь и сейчас. Заменить поставщика, бесперебойно и надежно поставляющего качественный металл по конкурентной цене, сложно.
Полноценной замены нет. Как нет и санкций на титан.