Привет, дорогой читатель!
Вы же помните, наверное, уроки литературы в школе, где нам просто таки все учителя по этому предмету, вещали о том, что классика - была, есть и еще тысячи лет будет актуальной. Классика не устаревает и тому подобное. Ведь помните подобные высказывания, правда?
Я вот тоже помню. Однако недавно пересматривала "Гордость и предубеждение", а за одно и вспоминала свои впечатления от романа. А если попробовать посмотреть на роман/фильм через призму этой мысли?
Предлагаю разбрать вопрос по пунктам.
Краткая справка.
Итак, роман (а вместе с ним и две самые известные экранизации) "Гордость и предубеждение" повествует нам о семье обедневших дворян в Хартвортшире (Англия). Действие происходит в конце восемнадцатого века. Главная героиня одна из пяти дочерей семейства Беннет. Мать, как и другие женщины, спит и видит, как бы выдать своих дочерей замуж да как можно выгоднее. И их охота за дичью, пардон, выгодными женихами, достигает такого абсурда, что становится смешно. Собственно, сам роман так и начинается с ироничных строк о том, что достопочтенные матери чуть ли не руками цепляются за молодых холостых мужчин. Сам же роман (если, конечно, брать оригинал, а не русский перевод) изобилует иронией над обществом и, в частности, женским обществом.
История любви.
Главная линия романа - история любви главной героини Элизабет Беннет и мистера Дарси. Гордый мистер Дарси сначала не нравится Элизабет, хотя сам влюблен в нее. Он делает ей предложение руки и сердца, которое Элизабет отклоняет. Однако затем, оказав помощь родным девушки, мистер Дарси завоевывает сердце возлюленной.
Эта история считается одной из самых романтичных во всей мировой литературе.
А теперь внимание вопрос: вот это вот все - высмеивание нравов и подобная история любви - актуальна для наших дней?
И, знаете, я таки пришла к выводу, что нет.
Весь пафос Большой и Чистой в данном произведении и фильме заключается в том, что мужчина добивается женщины, которая ранее ему отказала. Для конца XVIII и всего XIX веков подобное было инормальным, и, возможно, даже романтичным. Вследствии того, что положение женщины было крайне унизительным. И было невозможно без репутационных потерь открыто сказать о своих чувствах. Все движения навстречу дожен был осуществлять кавалер. Но конкрето для наших дней, подобное "завоевание" выглядит, мягко говоря, нездоровым. Если тебе отказали, то лучше всего просто уйти и попытать счастье в другом месте. В общем-то нормальные мужчины так и поступают. Добиваются же "дамы сердца" разве что абьюзеры. Так что в наше время, если вдруг на горизонте появится мужчина, который активно добивается, несмотря на отказ барышни, то тут лучше стремительно делать ноги, а не вспоминать истрию Дарси и Элизабет.
Потому восприятие "в чистом виде" без поправки на время именно такого образа Большой и Чистой, чревато отнюдь не радостными последствиями для личной жизни современной девушки.
Легкомыленная Лидия.
Если суетливые мамы и женское общество в целом, высмеиваются мисс Остин, то вот" легкомысленная кокетка" Лидия прямо таки порицается. Мол, какое же фу, товарищи, быть помешанной на женихах! Фу и еще раз фу! Ну и поделом ей, что чуть не попала в трудную жизненную ситуацию, мол сама-дура-виновата. И по-сути, Нежная Джейн и ироничная Элизабет как бы противопоставляются "легкомысленной" Лидии. То есть, мисс Остин в достаточно навязчивой манере пытается сказать своим читательницам о том что хорошо, а что плохо. Подумать нам тут не предлагают, нам предлагают сразу сделать вывод и повесить ярлык.
А по мне, Лидия с ее легкомыслием всего лишь жертва системы. Той системы, когда женщина была угнетена и унижена. Если для женщины был только один путь - стать женой и матерью и никакиз иныз перспектив не предвиделось даже гипотетически, то о чем еще думать юной девушке? Если бы такая Лидия жила в наше время, то скорее, она бы любила путешейстивия, занималась блогингом, и много тусовалась. И вряд ли была бы озабочена вступлением в брак. Я не знаю, задавалась ли мисс Остин вопросами о том, откуда берется легкомыслие у девушек ее эпохи, но то, что она так легко порицает не любезный ей образ мыслей, не разобравшись в мотивах, очень плохо для писателя. Иногда кажется, что известная писательница как будто отыгрывает какие-то свои комплексы. Впрочем, может так оно и есть.
Суетливая миссис Беннет.
Помимо Лидии, яркой критики также подвергается и мать Элизабет - Мери Беннет. Мери Беннет проявляла огромную навязчиврсть и бестактность, лишь бы выдать замуж своих дочерей. Оно может и плохо, но мотивы этой женщины мне прнятны. И нет, я ее не оправдываю, я просто понимаю ее. В то время у женщины не было права зарабатывать себе на жизнь и наследовать имение. А как мы помним, в семье Беннет только пять дочерей и ни одного сына. То есть, после смерти отца, имение должен наследовать их кузен. И девочки банально могли оказаться на улице. Вот мать и суетится, чтобы у дочерей была крыша над головой и средства к существованию. Так что прямо уж осуждать (а этого в романе навалом) этого персонажа лично я не берусь.
Мизогиния
Знаете, я заметила просто таки повальную мизогинию в романе. У мисс Остин, что не женщина, то глупая недалекая особа.
Итак, возвращаясь к нашим баранам. Является ли роман (и экранизации) актуальными для наших дней?
И мой ответ - нет. Это не актуально. Фильм и мини-сериал, как и сам литературный первоисточник, могут быть интересными и приятными для чтения/просмотра. Но не стоит натягивать сову на глобус и искать там какие-то глубокие смыслы, и тем более актуальность. И да, роман безнадежно и уже давно устарел.
А как вы думаете, дорогие читатели?