Найти в Дзене
Олеся Лабутина

Символические образы в картине художника немецкого романтизма К.Д.Фридриха «Этапы жизни»

«Символ есть образ, соединяющий в себе переживания художника и черты, взятые из природы.» (Андрей Белый). Символика является очень важной частью в истории искусства. Посредством символов художник словно «разговаривает» со зрителем. Например, жанр пейзажа эпохи романтизма в Германии позволяет зрителю проникнуть в мир художника и узнать его мысли через символику. Одним из ярких пейзажистов этой эпохи является Каспар Давид Фридрих. Его картины наполнены сильной тоской и одиночеством. Они кажутся нам мистическими и нереальными. Художники-романтики смотрели на природу как на живое существо, так же воспринимал и изображал её и Фридрих. «Мастер должен писать не только то, что он видит перед собой, но и то, что он видит в себе… Закрой глаза, чтобы сначала увидеть свою картину духовными очами.» - писал Каспар Давид Фридрих (1774–1840). Фридрих, как уже было сказано, был пейзажистом-романтиком, сумевшим передать идеалы романтизма через изображение природы. Именно через неё отображалась судьба и
Каспар Давид Фридрих "Этапы жизни" 1835 г.
Каспар Давид Фридрих "Этапы жизни" 1835 г.

«Символ есть образ, соединяющий в себе переживания художника и черты, взятые из природы.» (Андрей Белый).

Символика является очень важной частью в истории искусства. Посредством символов художник словно «разговаривает» со зрителем. Например, жанр пейзажа эпохи романтизма в Германии позволяет зрителю проникнуть в мир художника и узнать его мысли через символику.

Одним из ярких пейзажистов этой эпохи является Каспар Давид Фридрих. Его картины наполнены сильной тоской и одиночеством. Они кажутся нам мистическими и нереальными. Художники-романтики смотрели на природу как на живое существо, так же воспринимал и изображал её и Фридрих.

«Мастер должен писать не только то, что он видит перед собой, но и то, что он видит в себе… Закрой глаза, чтобы сначала увидеть свою картину духовными очами.» - писал Каспар Давид Фридрих (1774–1840).

Фридрих, как уже было сказано, был пейзажистом-романтиком, сумевшим передать идеалы романтизма через изображение природы. Именно через неё отображалась судьба и настроение художника. Фридрих заставляет природу «говорить» конкретными символами: кладбище означает смерть, корабль – земной путь человека, гавань – вечный покой.

Непостижимое и потустороннее на картинах Фридриха часто проявляется в наполнении простого обыденного сюжета глубоким символическим смыслом. Примером может служить одна из последних картин художника «Этапы жизни».

Она написана в 1835 году, когда Фридрих был уже стар и болен. Можно сказать, что эта картина является неким заключением всего того, о чем Фридрих писал в своих пейзажах.

На картине изображён берег такого родного для художника Балтийского моря. На узком переднем плане расположилась семья. Рядом с ней разбросаны старые ветки, напоминающие костыли.

Маленькие мальчик и девочка играют с маленьким флажком Швеции. Та земля, которую написал Фридрих, некоторое время принадлежала Швеции. И, казалось бы, этот флажок является частью быта, но также стоит учитывать, что шведский флаг означает голубое чистое небо и золотой крест.

Рядом с детьми изображены их родители, молодые люди в расцвете своих сил. И почти рядом стоит самая большая фигура пожилого человека, повернувшегося к зрителю спиной, опирающаяся на палку. На нём уже старый средневековый немецкий берет, который вошёл в моду у романтического поколения ещё со времён Наполеоновских войн и служил отличительным немецким знаком.

Эти люди выстроились по старшинству. А на заднем плане видна тихая морская гладь и очень колоритное закатное небо. По морю идут несколько парусников, а именно три больших корабля и три лодки. Лодки расположены ближе к берегу, а корабли наоборот находятся далеко от него. Самый дальний из этих кораблей вдали идёт на всех парусах, другой уже сворачивает их, а самый близкий почти полностью убрал их.

Казалось бы, это обычная картина, но мы можем увидеть невероятную перекличку в сюжете между людьми и кораблям. То же самое можно увидеть и в композиции: большие корабли сопоставляются со взрослыми людьми, а маленькие шлюпки с маленькими фигурами детей.

Парусники и море — это символ бытия, то, что не зависит от людей, а также и символ кончины. Но смерть для романтиков и для верующих – это скорее благодать и обретение вечной жизни, про которую мы ничего не знаем. И тут как раз видно, что люди, повторяющие ритм парусников, едины с природой. Картина показывает, что вся наша жизнь и особенно её конец находится в гармонии с мирозданием.

В итоге можно выделить следующие символические образы в картинах Фридриха: христианские символы (крест, распятие, арка, флаг Швеции) и пейзаж в сопоставлении с судьбой человека (бездна, сосны, море, сухие палки, корабли и люди в определённом порядке).

Как говорилось выше, умер художник в полном одиночестве и забвении. Его картины постепенно перестали пользоваться популярностью у публики, вышли из моды и перестали продаваться. На авансцену изобразительного искусства того времени выходят другие направления – реализм, импрессионизм и др. Несмотря на это Фридрих оставался до конца верен своему мистико-романтическому стилю и не искал новых путей. Тем не менее его творчество вновь вспоминается и обретает новый смысл в конце 19-начале 20 в. Это время, когда художники начинают искать новые формы, новые образы в искусстве как для самовыражения своих чувств, так и для большего эмоционального воздействия на зрителя. В этот период и появляется новый стиль в живописи – символизм.