Родители многих детей, начиная с 5 лет, отдают своих детей в различные развивающие школы и академии. Родители хотят как можно раньше подготовить их к важному периоду и облегчить начало обучения в школе.
Что такое подготовительная школа? По сути, это центр, где дети учатся по программе детского сада — знакомятся с буквами и цифрами, рисуют, узнают об окружающем их мире.
Можно ли считать такую подготовку достаточной? Не всегда.
Важнее — помочь ребёнку развить интеллектуальную, эмоциональную, социальную и личностную зрелость.
- Интеллектуальная зрелость включает в себя:
- Желание узнавать новое
- Умение учиться
- Развитие психических процессов (психические процессы становятся произвольными, управляемыми). Ребенок учится планировать, выполнять различные действия, осмысливать и оценивать свою деятельность. Снижается импульсивность.
- Развитие сенсорной сферы (правильное формирование звукового и зрительного восприятия), речи, мышления (переход от образного мышления к логическому)
- Ориентировку ребенка в окружающем мире, запас его знаний, усвоенных в системе. К 6-7 годам ребенок должен знать свой адрес, название города, где проживает, имена и отчества своих родных, кем и где они работают, календарный годовой цикл (дни, недели, месяцы), различать основные виды деревьев, цветов, животных и др, ориентироваться во времени, пространстве и ближайшем социальном окружении.
Как родитель может помочь ребёнку развить эти навыки?
Проявить искреннюю заинтересованность в части обучения, а не только уточнять оценки.
Не ругать ребёнка за то, что не получается. Ошибки — естественный путь обучения.
Составить распорядок дня и следовать ему.
Не запускать трудности и проблемы с первого дня.
Если есть вопросы, обязательно обсудить их с учителем.
Не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе. При непосредственном интересе ребенка успехи будут. А если трудится придется из чувства долга и ответственности, ребенок может делать такое задание наспех, «для галочки».
2. Эмоциональная зрелость заключается в:
- Радости ожидания обучения
- Стремлении достигать результата своей деятельности
- Способности управлять своим поведением
- Умении организовать рабочее место и содержать его в порядке
- Позитивном отношении к целям обучения
- Стремлении преодолевать трудности
Что может сделать для развития этих навыков родитель?
Контролировать психическое развитие ребёнка.
Не подгонять ребёнка, а следовать индивидуальному плану подготовки к школе с учётом особенностей развития.
Порадоваться за первые победы и достижения.
Заниматься с ребенком разными видами деятельности, помочь ему найти то, что нравится.
Развивать желание учиться с удовольствием. Рассказывать о своем школьном опыте, подключая при этом эмоциональную составляющую. Расскажите о своем любимом учителе, о радостных школьных моментах. У ребенка должны сформироваться теплые чувства о предстоящем посещении школы.
3. Личностная и социально-психологическая состоит в :
- Способности принять свою новую социальную роль - школьника
- Умении общаться со сверстниками и взрослыми
- Умении подчинить свое поведение правилам общения детской группы
- Адекватной самооценке
Как ребёнку в этом могут помочь родители?
Сформировать представление о том, что такое школа и школьные правила.
Помочь научиться соблюдать распорядок школы (посещение уроков, выполнение домашних заданий).
Сформировать авторитет учителя в глазах ребенка.
Рассказать о школьном этикете (зачем поднимать руку, как вести себя на уроке, как общаться с учителем и сверстниками).
Формировать его адекватную самооценку: не перехваливать и не критиковать слишком часто.
Если вы сомневаетесь в готовности вашего ребенка к школе, вы можете пройти диагностику у нейропсихолога и получить ответы на все ваши вопросы.