- Что такое каталитический нейтрализатор
Катализатор необходим для очистки вредных выхлопов. Он находится в системе выпуска, в процессе его работы происходят химические реакции: опасные продукты выброса топлива переходят в безопасные формы, после чего выходят вместе с выхлопом. Пройдя путь через соты катализатора, выхлопные газы становятся чище. И как результат, автомобиль меньше загрязняет окружающую среду.
2. Устройство катализатора
Основой катализатора являются керамические или металлические соты. В зависимости от модели на стенки сот наносится микрослой из палладия и родия или иридия. Эти металлы обладают высокой химической активностью. Касаясь напыления, часть выхлопа входит с ним в химическую реакцию. Часть элементов, образовавшихся при сгорании топлива, связывается.
Современные катализаторы трехкомпонентные.
- Первый элемент связывает оксиды азота.
- Второй - удаляет часть несгоревших элементов топлива. В большей части удаляется окись углерода.
- Третий элемент — это датчик. Он анализирует газы на выходе из катализатора, данные передаются в бортовой компьютер
3. Цены
В пунктах приемки величину компенсационной выплаты за сданный катализатор оценивают по ряду факторов:
Целостность устройства. Битый или измельченный нейтрализатор оценивается хуже, чем неповрежденный.
Вес. Чем он меньше, тем меньше объем ценных элементов.
Степень износа (зависит от объема двигателя, модели автомобиля, качества топлива и пр.).
Традиционно компенсируется до 75 % стоимости ценных элементов, полученных при переработке катализатора.
Считается, что в пересчете «руб/кг» наиболее дорогие катализаторы с премиальных английских и немецких «Евро-5» автомобилей. Цена варьируется в диапазоне 15 000 — 20 000 руб./кг.
На 2 месте в топе японские и корейские модели с японскими моторами. Навскидку стоимость достигает 14 000 руб./кг.
За ними следуют французские, чешские и американские. Средние расценки колеблются на уровне 10 000 руб./кг.
Катализаторы с автомобилей российского производства — наименее «прибыльные». Керамический катализатор с Лады могут оценить примерно в 5 000 руб./кг.
Однако цена 1 кг ценных металлов, полученных от автоката, например, с ряда моделей Subaru, доходит до 100 000 рублей, а от нейтрализатора с определенных моделей Volkswagen — до 50 000 рублей. Средняя цена на катализаторы в пересчете на 1 кг ценного лома при этом составляет 20-30 000 рублей.
Чем дороже и мощнее автомобиль, тем дороже лом снятого с него катализатора.
Кроме того, коррозиестойкие металлические нейтрализаторы, которые обычно ставят на внедорожники и мотоциклы, ценятся выше хрупких керамических (популярных у российских производителей) из-за большего срока эксплуатации.