Уже в возрасте 3-х лет Моцарт подбирал на клавесине терции и сексты. В 4 года он написал 1-й концерт для клавесина, такой сложный, что вряд ли кто из европейских виртуозов тех лет мог бы его исполнить. В 4-летнем возрасте Моцарт моментально запоминал маленькие музыкальные пьесы, которые исполняла его старшая сестра, и воспроизводил их на клавесине (он обладал феноменальным музыкальным слухом и памятью). В 5 лет он начал сочинять несложные менуэты. К 6 годам юный Моцарт уже прекрасно играл на клавесине, органе и скрипке сложнейшие произведения. Родителям часто приходилось уговаривать Вольфганга меньше заниматься музыкальными упражнениями, чтобы он не переутомился. Его феноменальная природная музыкальность привела отца, Леопольда Моцарта, к мысли попытать счастья в организации концертных выступлений сына (его собственная служба концертмейстером при дворе престарелого зальцбургского архиепископа была скучна, средств к существованию приносила немного, и, по убеждению отца, столь одарённый ребёнок, каким проявил себя маленький Вольфганг, заслуживал доли, отличной от отцовской. И с 6-летнего возраста под непосредственным руководством (”продюсерством”) отца юный музыкант в дуэте с 11-летней сестрой Анной-Марией начал 10-летнюю триумфальную концертную деятельность по Европе (Германия, Франция, Великобритания, Италия, Швейцария, Нидерланды, Австрия), и с каждым новым выступлением получал громкую славу музыкального чудо-ребёнка (вундеркинда).
Первые концерты маленького Моцарта
Концерты маленького Моцарта, которые он давал со старшей сестрой Анной-Марией, проходили с ошеломляющим успехом, неизменно вызывая у публики бурю восторга, удивления и восхищения (чудо-детей буквально осыпали подарками). Концертная программа поражала разнообразием и сложностью. Маленький музыкант виртуозно играл на клавесине один и в 4 руки с сестрой. Не менее сложные произведения он исполнял на скрипке и органе. Гениально импровизировал на заданную тему, аккомпанировал певцам незнакомых ему произведений. Ради забавы зрители просили Вольфганга играть по закрытым платком клавишам, исполнять труднейшие пассажи одним пальцем. Любимым развлечением публики была проверка его тончайшего музыкального слуха (мальчик безошибочно на слух улавливал разницу между интервалами в 1/8-1 тона, определял высоту звука, сыгранного на любом музыкальном инструменте или звучащем предмете). Знатную публику занимала и внешность маленького музыканта: маленький рост, худенький, бледный, ноги свисали со стула, но в парике (как требовала ”взрослая” мода!). Одетый в тяжёлый, расшитый золотом костюм придворного, в завитом и напудренном парике, Вольфганг походил на волшебную куклу. Все это было утомительно для юного ”артиста”, тем более что концерты в то время длились по 4-5 часов. Вот как звучало в 1763 г. одно из рекламных приглашений послушать игру Вольфганга и его сестры: «Три раза уже привлекали зрителей в свои концерты чудесные дети Л. Моцарта, придворного капельмейстера г.Зальцбурга. Сегодня, 30 августа, в 6 часов вечера состоится последний концерт, устроенный по требованию известных в городе любителей и музыкантов. 12-летняя девочка и 7-летний мальчик будут играть на клавесине и флигеле (рояле) труднейшие произведения великих композиторов; маленький виртуоз исполнит концертную пьесу на скрипке; будет аккомпанировать симфонии; на закрытой платком клавиатуре свободно исполнит несколько фуг и прелюдий; будет брать на разных инструментах тоны и аккорды, соответствующие удару часового маятника, звону шпор, звуку свистка и т.п. После этого он будет импровизировать на клавесине, органе и флигеле... Плата за вход — 1 талер. Билеты продаются в гостинице ”Золотой Лев”». Моцарт от природы обладал необыкновенной “беглостью“ пальцев рук (к тому же этот дар он постоянно развивал). Особенно поражала ”подготовленных” слушателей на концертах удивительная виртуозность его левой руки (по всей видимости, Моцарт был левшой). Юного Моцарта называли ”чудом XVIII века“.
Первые произведения маленького гения
В 7 лет он написал 1-ю симфонию, в 12 лет — 1-ю оперу (”Мнимая простушка”). В 1765 г., когда юному композитору было всего 9 лет, в Лондоне оркестр виртуозов исполнил его первые симфонии.
С 12 лет — второе грандиозное 3-х летнее турне с концертами по крупнейшим городам Италии (Рим, Милан, Неаполь, Венеция, Флоренция). Взыскательная и искушённая итальянская публика была столь же щедра на аплодисменты и восторги, как и зрители других европейских стран. На выступления Моцарта приходило огромное количество слушателей.
Знаменитый Миланский оперный театр даже заказал 14-летнему Моцарту создать оперу ”Митридат, царь Понтийский“ (там же, в Италии, всего за полгода Моцарт написал это серьёзное произведение, и опера 20 раз подряд с огромным успехом прошла на сцене театра. В 14 лет Моцарта за написанное им за 30 минут сложнейшее многоголосное произведение избрали академиком Болонской музыкальной академии (несмотря на то, там существовало строгое правило: не принимать в её ряды людей моложе 26 лет).
Гениальность Моцарта
Итальянцы были поражены фантастически тонким музыкальным слухом и гениальной музыкальной памятью Моцарта. Находясь в Риме в Секстинской капелле во время сложнейшего исполнения многоголосного хорового произведения ”Мизерере” (автор музыки — итальянский композитор XVIII века Аллегри), 14-летний Моцарт запомнил его и дома полностью записал по памяти. Это произведение считалось собственностью церкви и исполнялось 2 раза в год. Выносить ноты из церкви и переписывать их запрещалось под страхом тяжёлого наказания. Но перед чудо-ребёнком церковь отступила : ведь мальчик не выносил нот и не списал их (он всего лишь... запомнил всё произведение!).
Моцарт всю жизнь выступал на сцене как клавесинист-виртуоз, скрипач, органист (блестяще импровизировал), дирижёр. Иногда он служил органистом у архиепископа и всегда мечтал найти работу со стабильным заработком, но, к сожалению, ему это так и не удалось.
За З5-летнюю жизнь Моцарт создал музыкальных произведений разных жанров (написанного им хватило бы на 10 великих творческих судеб). Последнее и, бесспорно, самое великое в его жизни музыкальное творение “Реквием” (датирован в хронологии произведений Моцарта номером ”k 626”).
Слава пришла к Моцарту только после его смерти. Лишь в ХХ веке были по-настоящему восприняты, поняты и по достоинству оценены его удивительные музыкальные произведения, и их глубочайшая внутренняя трагичность, органически соседствующая с внешней безмятежностью, ”солнечностью” мажорных композиций и фрагментов, и какая-то “неземная” высшая — гармония, царящая во всех его творениях.