Найти тему
Кино без мужа

"БЛОНДИНКА ЗА УГЛОМ": ЗА ЧТО НИКОЛЕНЬКА ПОЛЮБИЛ НАДЮ?

"Я лучше знаю, как лучше". Кадр из фильма
"Я лучше знаю, как лучше". Кадр из фильма

Николенька и Надя из фильма "Блондинка за углом" — преинтереснейшая пара с точки зрения психологического разбора. Единственное достоинство Николеньки — мироновская внешность (ну просто советский Ален Делон). Никаких других плюсов в нем, как в мужчине, нет. Он инфантилен до безобразия. (Интересно, сколько будет несогласных со мной в комментариях — больше или меньше, чем в случае с Надей Клюевой)?

Причем, из-за изящных манер интеллигента до мозга костей, это не сильно бросается в глаза. Николеньку вообще сильно идеализируют в фильме. В отличие от Наденьки. Это та еще штучка! За ее солнечной улыбкой так уютно устроились голый расчет, изощренное умение манипулировать другими и наглый эгоизм. Но эти двое друг друга стоят.

Я вообще убеждена, что любая пара складывается на основе внутреннего сходства и совпадения ценностей и устремлений. Николенька, как и Надя, уверен в своей исключительности. Что на пути к своей цели, ему разрешается переступить через всех. Например, через своих престарелых родителей, которым он действительно даже не подумал создать нормальные условия жизни. И я не про лечение и санатории, а про банальное наведение порядка в новой квартире после переезда.

Николенька очень любит маму и во всем слушается ее. Кадр из фильма
Николенька очень любит маму и во всем слушается ее. Кадр из фильма

Разумеется, Николенька вырос таким эгоистичным и беспомощным не сам по себе, этому в значительной степени заслуга его родителей. Мама Татьяна Васильевна, громогласная школьная учительница, ничтоже сумняшеся командует великовозрастным сыном, удерживая его в психологической роли ребенка, а отец Гаврила Максимович, по жизни умеет только трепаться и его "воспитание" ограничивается лишь пространными рассуждениями о жизни. Оба верят в сына и мужественно терпят лишения, ожидая момента, когда сын совершит что-то великое. Пока Николенька бегает на работу в ожидании контакта с неземной цивилизацией, его мама тянет на себе быт, давая сыну четкие инструкции относительно помощи по дому. (Впрочем, он легко может забыть о них).

И это, собственно, разгадка, за что Николенька полюбил Надю. Надя похожа на Татьяну Васильевну. Она четкая, деловитая. И она может организовать Николеньку. Он ведь весь такой в запое ... науке ... душевном расстройстве.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

"Никогда со мной не спорьте, — говорит Надя. — Потому что я лучше знаю, как лучше". Именно этими словами она покорила сердце Николеньки. Обольщение завершилось на ужине в доме Порываевых и обошлось Наде в пакет дефицитных деликатесов. Хоть Николенька и был идейным и интеллигентным, все равно "жрал". (Раз уж Надя все сама положила на стол, почему бы не отужинать, пусть и поджимая губы и всем своим видом демонстрируя трагичную обреченность?)

Но надо отдать должное Николеньке, не столько "дефицит" привлекал его в Наденьке. Мама пыталась передать ему свой неиссякаемый оптимизм (будем как англичане у Диккенса есть хлеб с маслом!), и хотя получилось не очень, но именно эту черту он безошибочно угадал в Наде. А как известно, каждый мужчина ищет женщину с таким же типом личности, как у его матери. Надя, как и Татьяна Васильевна, умеет организовывать рассеянного Николеньку и разгонять его пессимизм. Плюс из-под земли добывать дефицитные товары, путевки в Африку, билеты на крестный ход (такое было?!) и так далее.

Ну и надо отдать должное молодой Догилевой — ее героиня свежа и симпатична, хорошо одевается... Чего уж боле? Тем более, что Николенька непритязателен, хотя и не откажется от различных благ, если ему их предложат. Ну а кто не отказался бы? Другой вопрос, что Николенька жеманничает и мнется, как барышня на первом свидании, пытаясь продемонстрировать отсутствие симпатии к излишествам (правда, только поначалу). Но он это делает под влиянием общественного мнения в силу своей инфантильности, т.е. нежелания объективно оценить ситуацию, чтобы принять конкретное решение и нести ответственность за него, а это его не красит.

Еще одна причина, по которой Николенька воспылал чувствами к Наде — легкость, с которой она решала разные жизненные вопросы. "И нет проблем!"— ее любимая присказка и девиз по жизни. Николенька, привыкший прятаться от оных за спиной мамы, был просто сражен этой сверхспособностью Нади. Ведь союз с такой женщиной означал для него полную безмятежность (а ведь Николенька — особенный: он ученый и имеет право, чтобы никто его не трогал и не мешал налаживать контакты с неземной цивилизацией. Хоть он и сменил халат ученого на робу грузчика, внутренняя переквалификация в его голове еще не завершилась).

На самом деле, женщины Николеньку интересовали мало. Его вполне устраивало некое подобие платонического романа с раздражающей его Региной (на которой, видимо, его со временем хотели женить родители). Он, видимо, воспринимал женщин именно такими: бестолковыми и беспомощными, а потому оставался холостяком (не хотел связывать себя какими бы то ни было узами, которые могли помешать устанавливать контакты с пришельцами). Но встреча с Надей изменила его взгляд на отношения. Ну и поскольку до кучи он перестал быть "главным по тарелочкам", решил пристроиться в теплом местечке с симпатичной бойкой блондинкой: поесть дефицитных колбас, прокатиться в Африку и зализать душевные раны.

Такое низменное решение, конечно было позиционировано Николенькой как искреннее, глубокое и красивое чувство — в первую очередь перед самим собой — хотя на самом деле очевидно, что чувств к Наде у него нет. Им просто неоткуда было взяться за такой короткий срок знакомства. Надя была не более, чем спасательным кругом, в который он вцепился, чтобы выбраться из волн депрессии.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Позже опытным путем Николенька устанавливает, что отношения с любой, пусть даже самой пробивной и беспроблемной женщиной, способны генерировать трудности. В случае с Надей проблемой оказалось... количество земных благ, на которые претендовала оптимистичная блондинка. Консервативная мужская психика Николеньки не смогла оперативно перестроиться под принцип мышления Нади "все в дом, все в семью". А когда мама ушла с его свадьбы, тут уж и вовсе земля уплыла из-под ног.

И Николенька закатил самую настоящую истерику, скинул портки и убежал в майскую ночь. Но убежал не просто так, а предварительно узнав, что "в предсказанном им диапазоне впервые отмечен устойчивый ритм". Депрессия разом прошла, Николенька вновь обрел смысл жизни, потому и сбежал от ставшей враз ненужной ему Наденьки.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Эпизод с кроссом символичен: Надя олицетворяла собой... моральный костыль Николеньки, опираясь на который, он собирался хромать по жизни дальше. Но слова его научного руководителя о сигналах из космоса вернули Николеньке способность передвигаться без посторонней помощи. И вот уже Наденьке не угнаться за ее флегматичным мужем, приходится в привычной манере "и нет проблем" ехать за ним на такси, ласково, как капризного ребенка, уговаривая одуматься...

Кто такой Николенька на самом деле нам показывают в финальной сцене. Занесенная снегом крохотная станция. Николенька пошел на повышение, отправившись устанавливать контакты с неземными цивилизациями где-то на Крайнем Севере. На заднем плане что-то поет о любви Миронов и мы видим... Наденьку с малышом на руках. Вместо особнячка на Старом Арбате она получила избушку смотрителя радиотелескопа среди безжизненной тундры.

Что там делать ей среди этих снегов и полярной ночи с маленьким ребенком на руках, не говорится. Воистину, поговорку про то, что "с милым рай и в шалаше" придумали мужчины! Если кто и оказался удачливым в этой паре, то это Николенька, продолживший с упоением заниматься своей научной ахинеей в приятном обществе без памяти влюбленной в него Наденьки, которую путем манипуляций он заставил полностью отказаться от своей прошлой, пусть и не совсем честной жизни.

Может, режиссер и хотел показать зрителю "правильный" вариант развития жизненного сюжета при котором носитель возвышенных идей Николенька положительно влияет на алчную Надю, перевоспитывая ее. Но получилась иллюстрация к многочисленным статьям про психологических нарциссов, когда никчемный, ничего не представляющий из себя мужчина выбирает в спутницы жизни яркую уверенную в себе женщину и играя на чувствах и манипулируя, разрушает ее жизнь до основания, заставляя обслуживать его комплексы.

Потому что в фильме предпосылок к перерождению Нади нет. Учитывая инфантильность и неустойчивость психики Николеньки, который с трудом терпит надину болтовню и особо это от нее не скрывает, трудно поверить, что он терпением и любовью убедил ее отказаться от прежних взглядов на жизнь. Учитывая побег со свадьбы, гораздо вероятнее, что Надю просто поставили перед выбором: либо избушка на Крайнем Севере, либо развод, предварительно доведя в ней чувство вины до критического уровня (что Николеньке было сделать несложно, учитывая, что он значительно превосходил жену-продавщицу в интеллектуальном плане).

Да и что общего у ученого и продавщицы? На чем держится этот союз? Очевидно на банальной необходимости организации быта Николеньки. Мама-то парализованного мужа в Москве не бросит, а сам себя Николенька обслуживать умеет плохо. Да, есть и ребеночек... единственный козырь Нади, хотя растить ребенка в условиях Крайнего Севера то еще развлечение... Так что бабьей доле блондинки можно только посочувствовать. Определенно, в этой паре любит она, Николенька же просто позволяет ей это делать.

Про Наденьку напишу отдельную статью. Напоминаю, что эта была про Николеньку — истеричного, инфантильного и эгоистичного манипулятора, скрывающегося под личиной ученого-интеллигента и не считающего чем-то зазорным шиковать за счет женщины.

Моя группа ВКонтакте