Найти тему
Диана К.

ВОРОШИМ ИСТОРИЮ

Картина Репина «Иван Грозный и сын его Иван..»
Картина Репина «Иван Грозный и сын его Иван..»

На выставке художников-передвижников картина И.Е. Репина называлась “Иван Грозный и сын его Иван”. Репин называл свое полотно в частной переписке “Сыноубийца”. А в народе приобрела название “Иван Грозный убивает своего сына”.

Именно сквозь эту картину в сознании людей запечатлелся миф, созданный Карамзиным. Так что же с сыноубийством и от чего все таки умер Иван?

Лишь митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн впервые опроверг эту клевету на царя в своей книге «Самодержавие Духа», где доказал, что царевич Иоанн умер от тяжелой болезни и что в дошедших до нас исторических документах нет и намека на сыноубийство. Вот некоторые из них:

В Московском летописце за 7090 (1581 .- Н.Ш.) год написано: «…преставися царевич Иоанн Иоаннович».

Пискаревский летописец указывает более подробно: «… в 12 час нощи лета 7090 ноября в 17 день… преставление царевича Иоанна Иоанновича».

В Новгородской четвертой летописи говорится: «Того же (7090) году преставися царевич Иоанн Иоаннович на утрени в Слободе…»

Морозовская летопись констатирует: «… не стало царевича Иоанна Иоанновича».

«В 1963 году в Архангельском соборе Московского Кремля, — пишет Манягин, — были вскрыты четыре гробницы: Иоанна Грозного, царевича Иоанна, царя Феодора Иоанновича и полководца Скопина-Шуйского. В.В. Манягин в книге «Вождь Воинствующей Церкви» (2003) пишет: «По поводу болезни можно сказать определенно — это было отравление сулемой. Смерть, вызванная ею, мучительна, а доза, вызывающая такой исход, не превышает 0,18 грамма».

После того как в 1990-х годах провели исследование захоронений московских великих княгинь и цариц, был выявлен факт отравления той же сулемой матери Иоанна Васильевича, Елены Васильевны Глинской (умерла в 1538 году), и его первой жены Анастасии Романовой (умерла в 1560 году).
Это свидетельствует о том, что царская семья на протяжении нескольких десятилетий была жертвой отравителей. Царевич Иоанн был отравлен. Содержание яда в его останках во много раз превышает допустимую норму. Таким образом, советская историческая наука опровергает версию об убийстве царем Иоанном Васильевичем своего сына».

Об убийстве не идет речи – это грубая ошибка, которую допустил Карамзин(в сущности для зрелищности своей “Истории”), а впоследствии и Репин.

«История государства Российского», книга Карамзина, написана по трудам Антонио Поссевино. Анто́нио Поссеви́но — секретарь генерала ордена Общества Иисуса, папский легат в Восточной Европе, ректор падуанской академии, первый иезуит, побывавший в Москве и написавший об этом. Папа римский посылает в столицу Поссевино осенью и зимой 1581–1582 гг. Так зачем он приезжал?

Официально – затем, чтобы способствовать соединению церквей, точнее, тому, чтобы Русская православная церковь официально признала верховенство папы римского. Католическая церковь, потеряв надежду сломить Русскую Державу и Православную Русскую Церковь открыто, путем крестовых походов, и тайно, с помощью ересей, стремилась теперь добиться этого обманом, обещая Иоанну Грозному, в случае, если он предаст истинную веру, приобретение территорий, принадлежавших ранее Византии.

Это говорит о том, что, хоть Иван Васильевич и был в то время уже слаб телом, но духом силен и здрав умом. Не смотря на утрату сына, Иван Васильевич сохранял самообладание. Он мог оценить ситуацию и принять правильное решение, не говоря уже о том, чтобы наносить своему любимому сыну и наследнику удары посохом по голове.

Смерть царевича Ивана совпала с прибытием в Москву Поссевино. Совпадение? Конечно официальная причина – соединение с папой, но ведь это не означает, что она единственная. Скорее всего, Антонио Поссевино после отказа соединения и написал свои труды о Московии, в которых он описал “смерть” Ивана царевича после ссоры с Иваном Васильевичем от удара посохом и избиением своей беременной супруги. В голове не укладывается, как такие зверства мог совершить русский человек, христианин, верующий до глубины души. А ведь это настроение долго воспринималось всеми правдиво и многие историки пытаются доказать сей “факт” другими иноземными источниками, в то время как представители русской православной церкви давно опровергнули эту нелепость. В наше время столь абсурдный “факт” громко обзывается фейком.

Попытки переписать историю иноземцами совершались постоянно, и продолжаются по сей день. Чего только стоят антироссийкие фейки, созданные Украиной и СМИ Европы, США.

Миф о сыноубийстве и другие лживые мифы были необходимы не только для того, чтобы выставить царя в глазах потомков кровожадным тираном, но и переключить внимание с запада, погрязшего в ужасающей инквизиции, что в России порядки не лучше.

Инквизиция – розыск. Появилась во Франции и поддерживалась епископами и папой. Следовательно, люди, подверженные инквизиции обвинялись в поклонению ереси, дьяволу, нечистой силе, либо являлись ведьмами. Кого казнить или судить решали путей сбора информации у населения. Были доносчики.

Самое крупное явление инквизиции- охота на ведьм. Охота на ведьм — уничтожение людей, подозреваемых в колдовстве. Уголовное преследование ведьм и колдунов известно с древности, но особого размаха достигло в Западной Европе конца XV — середины XVII веков. В католических странах дела о колдовстве иногда рассматривались церковным судом — инквизицией. На протяжении трехсот лет пытали и сжигали ведьм, в частности красивых и молодых женщин. Под пытками выжить было практически невозможно.

«Начиная с Карамзина, — писал митрополит Иоанн, — русские историки воспроизводили в своих сочинениях всю ту мерзость и грязь, которыми обливали Россию заграничные «гости», и творческое «наследие» таких, как Штаден и Поссевин, долгое время воспринималось в качестве свидетельства о жизни и нравах русского народа».

То же самое говорит и А. Гулевич в книге «Царская власть и революция»: «Национальная история пишется обыкновенно друзьями. История России писалась ее врагами».

Перед описанием причин создания картины Репиным, хотелось бы отметить, что ни в коем случае нельзя сопоставлять художественную литературу и художество с историей. Художество (такое и искусством не назовешь) - именно художество, лишенное принципа искусства ради искусства, либо не несущее в себе исторической значимости. Вот что бывает, когда из искусства следует наука и история:

Российский Академик наук С.О. Шмидт, в издании пишет: «...Иван [...] был убит Грозным в 1581 г., об этом напоминает знаменитая картина Репина»

В учебнике Истории России 7 класса с.85-86 пишут: “Трагически заканчивался и жизненный путь самого царя. Жестокий, болезненно подозрительный и вспыльчивый, Иван Грозный в припадке гнева в ноябре 1581 года убил своего сына [...] Иван Васильевич тяжело переживал смерть старшего сына. 18 марта 1584 года он скончался, оставив разоренную страну и не подготовленного к управлению великой державой, тихого и набожного Федора.” И дальше:” Проигранная война, хозяйственное разорение, усиление крепостного гнета – вот то наследие, которое оставил Иван Грозный своим преемникам.”

Возникает вопрос: Почему автор использует именно такое толкование, не принимая в расчет основательные исторические факты? Создается впечатление художественного литературного произведения, в котором автор явно показывает свою зрения. В то время как наука считается языком фактов. Утверждения без доказательств не являются таковыми, а из курса обществознания нам известно, что в науке нет места эмоциям и художественным средствам выразительности.

Вернемся к Репину и его мотивам.

О предмете раздумий в то время художника свидетельствует, между прочим, изображение Императора Александра II на смертном одре, помещенное Репиным на стене комнаты в его картине «Не ждали». По времени работа над этим последним полотном, как известно, совпала с картиной «Иван Грозный и сын Его Иван». После октябрьского переворота, беседуя с советскими художниками, Илья Ефимович, уже ничего не опасаясь, совершенно открыто заявил: «Картина направлена была против монархизма».

Выходит, полотно имело отнюдь низкие истоки – революционные. Есть еще один аспект, который следует учесть.

«Когда я ездил в 1883 году со Стасовым по Европе, — рас-
сказывал он журналистам, — я поражался обилию крови в живописи». И в другом интервью: «Тогда была какая-то эпоха страшного в живописи... художники, как бы сговорившись, стали брать потрясающие сюжеты для живописи». И, наконец, в воспоминаниях: «Несчастья, живая смерть, убийства и кровь составляют такую влекущую к себе силу, что противостать ей могут только высококультурные личности. В то время на всех выставках Европы в большом количестве выставлялись кровавые картины. И я, заразившись, вероятно, этой кровавостью, по приезде домой, сейчас же принялся за кровавую сцену "Иван Грозный с сыном". И картина крови имела большой успех».

И ведь Репин не один такой – многие , подавляющее большинство людей творческого круга теряют свою человечность и забывают о чистоте душевной. В первую очередь это связано с бытовой жизнью, когда человек отождествляет себя не с повседневным трудом , а пребывает в своем ментальном внутреннем мире чрезвычайно долго. Увлекается только собой, занят делами. Нравственный уровень взаимодействия с окружающими падает. Человек вовлекает себя в незаметную игру с удовольствием, которая является ничем иным как эмоциональной иглой. Превозносит себя выше других( тут имеет место быть термину культ личности). Что в конечном итоге приводит к полному разрушению личности. Человеку становится сложнее осознать, насколько безвыходным свершается его положение.

Подобной личности даже принятие явного зла, которое несет лишь мимолетное удовольствие, кажется единственный благом. Такой ритм жизни постепенно становится привычным. И все, чем существует человек, теряет свой облик.

Спасибо за прочтение! Если вас заинтересовала эта статья, рекомендую прочесть книгу Фомина Сергея Владимировича «Правда о первом русском царе».