— Олег, об «Аукционе» сложилось чуть ли не единодушное мнение пишущих и кулуарных критиков, что хоть группа и имеет ярко выраженный некоммерческий характер, основная творческая энергия музыкантов направлена на создание видеоряда, что шоу у вас превалирует над музыкальной основой, которая в роке всегда первична...
Насколько, по-вашему, такой взгляд на группу справедлив?
— Очень часто приходится выслушивать подобные упреки в той или иной форме. Вообще говоря, мне слово «шоу» не совсем нравится. Оно пришло к нам «оттуда», где имеет конкретный смысл и подразумевает поставленное под музыку хореографическое или вокальное действо. Если ты, к примеру, не сделал вовремя канкан, то ожидай неприятного разговора с постановщиком.
То, что делает «Аукцион», ни в коей мере не подразумевает произвола постановщика: мы в большей степени работаем спонтанно, чем по заранее составленному плану (исключая музыку, разумеется). У нас, конечно, есть кое-какие заготовки, но их не так уж и много, и используются они не как «проходные», а скорее в качестве ключевых моментов, где сосредоточен основной смысл. Например, сцена смерти, которую мы часто показываем.
Может быть, привкус шоу и эстрадности у «Аукциона» и присутствует, но было бы ошибочным утверждать, что именно этим занимательна наша деятельность. Элементы шоу используются совсем в другом качестве: это как способ творческого самоутверждения за счет самой же эстрадности, «попса», шоу...
— Словом, пародия на эстраду на самой эстраде?
— Да, наверное. А подобные критические замечания, о которых вы говорили выше, появляются от стереотипного и невнимательного подхода. Они рождаются сначала в среде критиков, а затем попадают на благодатную почву в лице полуобразованной «рок-общественности». Ведь основная масса на концерт уже приходит, приблизительно зная, что она сейчас получит. И, слушая музыку, ее не слышит, смотрит на сцену и многого не замечает, а «Аукцион» рассчитывает на человека, способного творчески воспринимать весь материал в комплексе.
На нашем «Аукционе» продается самая разнообразная продукция, но каждый приобретает себе только то, что ему, образно говоря, по карману. Очень жаль, если он «покупается» только на шоу.
— Теперь от шоу попробуем перейти к музыке. В каком стиле работает ваша группа? И каковы ее музыкальные пристрастия?
— Музыка, которую мы играем, написана в традициях «новой волны», точнее, в ее психоделическом варианте. Но мы не замыкаемся в этих рамках и стараемся чаще играть скорее «синтетическую» музыку. Генератором является наш гитарист Леня Федоров. Музыкальные вкусы у нас сегодня — это английская группа «Зе Кьюре» и квартет из Ирландии «U-2».
— Часто рок-музыку в силу протеста, который изначально в ней заложен, относят к оппозиции традиционному искусству. Можно ли к этой оппозиции отнести «Аукцион»?
— Считаю необходимым уточнить, что во время творческого процесса мы никоим образом не стараемся противопоставлять себя традиционному искусству, но когда выходит что-то готовое, то результат получается почти обратный. Чем это объяснить — не знаю. «Аукцион» нисколько не интересует пресловутая оппозиционность. «Аукцион» старается раздвинуть традиционные рамки лишь настолько, насколько это необходимо для воплощения своих творческих замыслов.
Мы в своей практике используем как раз атрибуты традиционного искусства: манера держаться на сцене, стилизованный под ретро имидж, аранжировки, своеобразный набор инструментов, не говоря уже о наших поэтических опытах.
Что касается авангардного искусства, то я не являюсь его поклонником. Авангард уже в какой-то степени превратился в «попс». А если постараться вкратце ответить, то замечу: чтобы создавать «антикультуру», необходимо повышать свой уровень традиционной культуры [...]
Полный текст статьи на Plectrum.ru: https://plectrum.ru/aukcion-i-stilizovannyj-pod-retro-imidzh/
Автор: Денис Буллат
Год публикации: ориентировочно 1990
Источник публикации: "Студенческий меридиан"
#олег гаркуша #русский рок #аукцыон #группа аукцыон #ленинградский рок-клуб #легенды русского рока