Найти тему
Metal Head

SEPULTURA: ЭТНИЧЕСКИЙ ГРУВ

Sepultura давно уже стала всемирным культурным достоянием, своими работами группа развивала музыкальную мысль и совмещала, как казалось, несовместимые вещи, становясь новатором и отличным примером для других.

В начале 90-х имя Sepultura было знакомо каждому российскому металхэду, потому как Sepultura была фактически первой трэш-группой, посетившей просторы бывшего Советского Союза. С тех пор утекло много воды, и многое изменилось как в России, так и в Сепультуре. Тем не менее, Sepultura по-прежнему в неплохой форме, а сменив лейбл она словно обрела новое дыхание для мощного рывка вперед.

В 1993-м Кавалера и Ко. решили отойти от звучания трэш-метала и перейти к грув-металу. На альбоме «Chaos A.D.» эксперименты не закончились, и группа решили пойти еще дальше, совместив грув с новыми андеграундныма жанрами, и добавив к этой смеси элементы бразильской фольклорной музыки. Итогом оказалась пластинка 1996 года под названием «Roots» ("Корни"). Эту концепцию подхватил и полусборник «Blood Rooted» (1997), с рядом новых песен.

"Лебединая песня" Макса Кавалеры в группе Sepultura, произошедшая в 1996 году, произвела колоссальный фурор в мире метал-музыки. Макс ушел в самостоятельное плавание, образовав проект Soulfly. Без него Сепа выпустила свой очередной лонгплей «Against» (1998).

Но фэн-база сделала свой выбор: дебютник Soulfly разошёлся вчетверо большим тиражом, и масштабное мировое турне никак не помогло.
Сделал свои выводы из этого опыта и квартет: во-первых, вплоть до 2011 года Sepultura ни разу не выпускала студийные альбомы год-в-год с проектами экс-вокалиста (да и сейчас старается особо не пересекаться); во-вторых, стало очевидным, что в выбранном направлении далее двигаться не стоит. Собственно, по 2006 год включительно группа так и будет кидаться в разные стороны, всякий раз отталкиваясь от альбома, ставшего последним коммерчески успешным в их дискографии; этника же в её творчестве начнёт носить строго фрагментарный характер, и бОльшую часть своих амбиций в этом жанре Киссер и Кавалера-младший сполна удовлетворят за рамками группы тремя годами позже, на альбоме «Nation» (2001).

«Roorback» (2003) оказался сборной солянкой из ню-метала, трэша, грува, панка и хардкора. Действительно, эту работу нельзя поместить в рамки одного грув-метала, но и трэшем это не назовёшь.

И только в 2006 году свет увидело по-настоящему годное творение бразильцев – "Dante XXI", альбом, вобравший в себя отголоски “Божественной комедии” - средневековой поэмы Данте Алигьери, но спроецированный на современное бытие. Ложь, клевета, войны, угнетение слабых, одурманивающая власть, взяточничество, люди, ставящие себя над законом, борьба человека против и во имя – всё сплелось в лирике альбома "Dante XXI". Сменяются века, проблемы человечества остаются прежними.

-2

Альбом - «Roots»

Страна – Бразилия, 1996 год

Стиль – groove thrash metal

Содержимое: Последний релиз группы с Максом Кавалерой углубил погружение команды в грув и хардкор. Данная работа является абсолютно новым этапом и экспериментом бразильцев по вливанию в метал далеко не роковых элементов. В определённой степени это можно назвать неким продолжением идей "Хаоса Нашей Эры", но эти идеи видны от силы в двух-трёх песнях.

Гитарный звук, конечно же, остался основным носителем музыкальной основы, но от скорости былых творений остались только воспоминания. Солянки тоже остались, но они стали какими-то несуразными, а вот разного рода фолковые мотивы, мельком появившиеся на предыдущем диске, тут открылись на полную катушку, и именно они и являются визитной карточкой.

Вот тут и начинается, как говорится, на вкус и цвет, ибо кто-то начал мощное слюноотделение при виде таких изменений и отправил группу на трон тяжёлой музыки, а кто-то начал активно выражать своё недовольство в связи с тем обстоятельством, что от хорошей трэшевой команды остались только уголь да зола.

Лучшие композиции: «Roots Bloody Roots» и «Attitude».

-3

Альбом- «Blood Rooted»

Страна – Бразилия, 1997 год

Стиль – groove metal

Содержимое: После ухода Макса Кавалеры группа выпустила альбом с вокалистом – чернокожим здоровяком по имени Деррик Грин, который неплохо вписался в коллектив. Он замечательно справился с вокальными партиями, продемонстрировав умения сразу и в чистом пении, и в харше, и даже (немножко) в гроуле.

Всего песен на альбоме представлено аж 18, но реально новых только 7, остальное – каверы и концертные записи. Очевидно, что с точки зрения жанровой принадлежности отправной точкой являлся предшественник.

Но уже на "Blood Rooted" проявляются первые симптомы хронической болезни Sepultura пост- Максовой эры, длящейся, как минимум, до середины нулевых: основной композитор (Киссер) не то не отличает без посторонней помощи, цепляющий у него рифф получился или категории "в утиль", не то ему просто плевать на то, за что любили и любят его группу в первую очередь. Ведь всё же классический состав Sepultura славился не только и не столько грамотной компоновкой и умело вплетёнными межтематическими переходами, сколько успешным сложением оных с действительно убойными риффами. А именно убойных риффов на "Blood Rooted" нет.

В общем, это совсем не то, чего ожидал среднестатистический фэн от группы в 1997 году.

Лучшие композиции: из нового, в принципе, интересны треки «Policia» (в частности, из-за заключительного проигрыша) и психоделичный номер «Mine», нетипичный для творчества группы.

-4

Альбом - «Against»

Страна – Бразилия, 1998 год

Стиль – groove metal

Содержимое: Из-за изменения состава в группе произошло перераспределение ролей, повлиявшее на дальнейшее творчество Sepultura больше, чем кажется с первого раза. Вот результат: музыканты не смогли правильно оформить, в общем-то, неплохую идею. Получилось что-то не совсем внятное: отсутствие всяческой энергетики и агрессивности, однообразные аранжировки, "смазанная" структура композиций, "дубовый" саунд.

Не вышло превзойти маэстро и в подаче гитарных партий: на фоне любого альбома из предшествующей дискографии гитары на "Against" звучат непривычно жидко и беззубо. Конечно, Киссер на этот раз сочинил и играет несколько иные риффы, чем раньше, но за исключением редких моментов обострений гитара на "Against" не вгрызается в уши слушателя, не долбит его по голове, а преимущественно бережно массирует и то, и другое.

К ритм-секции претензий нет - освоенная ко временам "Chaos A.D." "племенная" манера игры на ударных сочетается с композиторскими изысками Киссера вполне органично.

В части вокальных партий - всё того же Киссера беспрецедентно много за всю (в т. ч. последующую) историю, а вокалист Деррик Грин выдал, пожалуй, самую разнообразную с точки зрения используемых техник звукоизвлечения работу, на последующих релизах всё будет гораздо проще и сдержаннее. Понятно, что группа ещё подстраивается к новому солисту, и отдельные партии сочинены и спеты с оглядкой на "кричалки" экс-вокалиста. Но в то же время группа активно использует умение Деррика в чистый вокал, что до "Against" в творчестве Sepultura казалось просто немыслимым. Особенно хорошо потенциал нового вокалиста раскрывается во второй части "Hatred Aside", когда бодрый хардкор плавно сменяется забористым шаманским трипом.

Как и в других последних работах на данной пластинке много этноса. Но грустно осознавать, что без Макса идеи у оставшейся тройки окончились и налицо симптомы творческого кризиса.

Лучшие композиции: "Against" и "Choke".

-5

Альбом - «Nation»

Страна – Бразилия, 2001 год

Стиль – groove metal

Содержимое: В жанровом аспекте - всё тот же среднетемповый грув-метал, эксплуатирующий наработки "Roots", вплоть до прямого цитирования. Подвезли еще больше хардкора, несколько нехарактерных стилистических упражнений в виде капельки рэгги ("Tribe To A Nation"), пару мрачнейших полу-баллад ("The Ways Of Faith", акустико-этническая "Water"). Этника же осталась преимущественно в барабанных партиях Кавалеры-младшего и выходит на передний план исключительно в вещи «Uma Cura».

Подходы к вокалу у Грина полностью устаканились: практически однотипный харш со вкраплениями чистого пения. Тембр может нравиться, может не нравиться - это вкусовщина; другое дело, что местами чистый голос более чем уместен и хорошо сочетается с музыкой (куплеты "The Ways Of Faith"), но нередко же и в плохом смысле оттеняет и без того унылый аккомпанемент, делая его ещё унылее.

Разбросанные по альбому на языках оригиналов цитаты Матери Терезы, Ганди, Далай Ламы и Эйнштейна под один и тот же сэмпл, очевидно, должны нести некую смысловую нагрузку, только уловить этот смысл при прослушивании - просто невозможно именно из-за языков оригинала (хоть в буклет их и положили в переведённом виде).

Если бы альбом "Nation" - объективно не уступающий "Against", а в части соответствия именно тогдашним ожиданиям фэнов даже его превосходящий, вышел в 1998 году, он вряд ли составил бы конкуренцию дебютнику Soulfly Макса Кавалеры, но вполне мог удержать ядро фэн-базы: мол, смотрите, мы по-прежнему гнем риффы, смотрите, мы поём о наболевшем, а не про "моё племя - твоё племя", мы - не дикари, мы - нация! Но получилось так, как получилось.

Лучшие композиции: «The Ways Of Faith», «Sepulnation».

-6

Альбом - «Roorback»

Страна – Бразилия, 2003 год

Стиль – groove metal

Содержимое: Музыкально охарактеризовать альбом непросто, сразу видно, что музыканты не задумывались над стилем, а весь процесс сочинения происходил естественно. Качество звука и сведения на высшем уровне. Оглушительный рев вокалиста прекрасно сочетается со спокойным чистым вокалом. Игорь Кавалера всё также бесподобен за своей ударной установкой, но это последний альбом с подобной техникой игры на ударных. На следующем альбоме Игорь сядет за более легкие и простые барабаны, с таким же легким и простым звуком.

Начинается всё многообещающе: стартуя, как чуть ускоренная "Roots Bloody Roots" с похожим, но заметно более сложным риффом, "Come Back Alive" резво взлетает на скоростях уровня "Beneath The Remains" (умудрившись удачно "поженить" не изменившийся рифф с кратно возросшим темпом). Быстро, тяжело, только вот к новизне есть некоторые вопросы.

А дальше... а дальше без особых усилий становится понятно, с чем в этот раз музыканты решили замешать всю ту же среднетемповую грувятину образца всё того же "Roots". Т. е. вся новизна - это третье по счёту пережёвывание "Roots" (и немножко "Chaos A.D.") с дополнительными новыми вводными. И да, слишком уж много здесь среднетемпового «загруза», слушать “Roorback” целиком крайне утомительно.

К сожалению, и в этот раз обещания “возвращения к корням” так и остались обещаниями.

Лучшие композиции: «Come back alive», необычная полу-баллада “Bottomed Out” и забойный, в духе первого трека, номер “Activist”.

-7

Альбом - «Dante XXI»

Страна – Бразилия, 2006 год

Стиль – groove metal

Содержимое: Первый вопрос, который возникает после прочтения названия альбома: а есть ли концепция? Отчасти, и только сначала. Дальше фантазия музыкантов уводит музыку и тексты заодно в неведомые дали, и о Данте к концу альбома мы вообще не слышим. Полная безвкусица в оформлении буклета никак не вяжется с тем великим произведением, которому они посвятили весь альбом. Теперь обратимся к музыке.

С музыкальной точки зрения альбом просто великолепен - высокоскоростные проходы, филигранные и мощные барабанные партии, обладающие магической привлекательностью, которые сразу превосходно запоминаются, прекрасные ритмы, отличная техника игры музыкантов и прекрасные вкрапления классических инструментов в прелюдиях к различным частям альбома. У альбома интересное начало, где вся глубина и атмосферность достигаются лишь голосом вокалиста, что напомнило начало второй минуты трека “Attitude” с альбома Sepultura «Roots» (1996).

На этой работе большое внимание уделено быстрым гитарным партиям, сразу вспоминаются альбомы бразильцев конца 1980 – начала 1990 годов. Хороший темп поддерживается практически на протяжении всего альбома, чего давно не было у группы.

Также стоит отметить качественные изменения в голосе вокалиста – Деррика Грина, который использует здесь жёсткий и мощный вокал, обходясь без излишних мелодичных набросков чистого пения, лишь иногда проскальзывают шёпот либо моменты спокойного голоса, что добавляет атмосферности вкупе с замедляющимися инструментами, плавно переходящими в другую главу альбома.

В общем, наконец-то у Сепы получился альбом, который хочется похвалить. По духу, общему настроению, сразу вспоминается альбом “Chaos A.D.” (1993), где ураганные вещи соседствовали с довольно спокойными и размеренными.

Лучшие композиции: “Convicted In Life”, “Dark Wood Of Error” и “City Of Dis”, в которых ураганная игра завораживает своей напористостью и мощью.

Друзья! Не забывайте оценивать статью и автора. Если вам нравится канал, подписывайтесь, двигайте его в соцсети.

Окончание следует.

Начало обзора дискографии замечательных бразильцев можно почитать тут.