Наверное, каждый молодой учитель в начале своего педагогического пути, представляет, что однажды настанет лень, когда его признают Учителем Года, вручат заветного "Хрустального пеликана". И вручать его будет, непременно, министр образования, а еще лучше президент... Что нужно чтобы получить столь высокую награду? Сделать чтобы твои ученики блистали в твоем предмете? Нет. Написать новую учебную программу и явить ее миру? Тоже нет. Может ученики голосуют за учителей сначала в школе, а потом по восходящей, вплоть до Всероссийского голосования? Снова мимо!
Для получения награды, необходимо выиграть конкурс. Конкурс педагогического мастерства, в котором необходимо продемонстрировать свой педагогический талант, умение работать с детьми и родителями.
Но, чтобы выйти на Всероссийский уровень, необходимо себя показать для начала на уровне своего субъекта, а до этого на уровне своего района.
За свою, не столь большую еще пока, карьеру учителя, я принимал участие в конкурсах педагогического мастерства трижды. Первый раз это была номинация "Дебют". Тогда я, честно говоря, особых успехов не добился и славы не снискал, но познакомился с конкурсным движением у педагогов. Два других моих участия в конкурсах были в номинации "Классное руководство" и вот здесь, я был более успешен. В первый раз я выиграл "Приз зрительских симпатий". А вот во второй свой заход, который, кстати, был в этом учебном году, я уже завоевал главный приз, став лучшим классным руководителем района.
Ну, про свои достижения я рассказал, похвастался, а теперь провокационное заявление. Я участвовать в конкурсах не хотел и пытался "отмазаться" от участия, как мог. Но не получилось.
Почему так? Да потому что участие в конкурсах, это дополнительная нагрузка на педагога. И дополнительный стресс. Да, есть педагоги, которые ежегодно стараются участвовать в различных конкурсах, им это нравится, и они готовы хоть каждую неделю давать открытые уроки, но абсолютное большинство учителей, поверьте, пытаются держаться от конкурсов, как можно дальше. И это не от того, что они не хотят совершенствоваться в профессии, а лишь от того, что все эти конкурсы - лишняя головная боль.
Но я постараюсь быть объективным и попробую объяснить все плюсы и минусы участия в педагогических конкурсах.
Начнем с плюсов!
1. Общение с другими конкурсантами.
Да, все конкурсанты - соперники. Но, так как вы объединены одним делом, одной профессией, то возникает уникальная возможность поделиться друг с другом своим опытом, своими наработками, эмоциями и взглядами. Такое общение, порой, может привести к созданию интересного проекта в области образования. Также появляются различные связи, которые, возможно, пригодятся в дальнейшем. Ну, и в конце концов, кто сказал, что профессиональное общение не может перерасти в настоящую дружбу.
2. Самоанализ.
Тяжело вкалывая каждый день, как папа Карло, найти время для анализа собственной работы. Учитель нацелен в своей работе на результат, совершенно забывая о том, что в течение своей работы он достигает каких-то высот. Так вот участие в конкурсе, позволяет понять, чего учитель уже достиг в своей профессиональной деятельности, а к чему еще нужно стремиться. Это помогает взглянуть на свой опыт более осознанно и повысить самооценку.
3. Ваш труд оценивают эксперты.
Во время участия в конкурсе, вас оценивают компетентные специалисты. Что это вам дает? Эксперт в любом случае даст вам обратную связь. Отметит положительные моменты вашей работы и, естественно, укажет на отрицательные моменты. Это позволяет вам совершенствоваться в своей работе, ведь мнение специалиста всегда полезно услышать.
4. Самореализация.
Абсолютно каждому учителю, есть чем поделиться со своими коллегами. Да, порой на это нет ни сил, ни желания, а иногда и страх получить критику в свой адрес. Но многие конкурсы позволяют реализовать самые смелые решения и идеи педагога.
5. Вы учитесь.
Во время подготовки, а порой и в ходе конкурса, вы приобретаете новые знания. Изучаете новые образовательные технологии, методики, знакомитесь с новыми средствами обучения. Находитесь в поиске оптимального решения учебных задач, что, несомненно, позволяет приобрести новые знания, умения и навыки.
6. Награды.
Что самое приятное в любом конкурсе? Награждение! Так или иначе свою грамоту за участие вы получите. А в случае победы - это будет уже и диплом, который можно использовать при аттестации. Да и премия, возможно, будет какая-нибудь. Ну, хотя бы от директора вашего учебного заведения. Но это, правда, не точно.
7. Профессиональный рост.
Решиться на участие в конкурсе бывает непросто, но для тех, кто решился (или кого назначили), открываются перспективы. Конкурс не проходит бесследно и открывает новые карьерные возможности. Во время конкурса участники находятся в центре внимания: за ними наблюдают эксперты и члены жюри, коллеги, представители престижных образовательных организаций, различные руководители.
Теперь обсудим минусы.
1. Участие в конкурсе занимает много времени на подготовку.
Ставка учителя - 18 часов в неделю. И это только уроки. На подготовку тратиться, как минимум, еще столько же времени. И это, не считая бесконечных отчетов и работы с тетрадями, журналами и прочими бумагами. Как правило есть еще "полезная" нагрузка. Многие учителя работают не на одну ставку. Чтобы качественно поучаствовать в конкурсе (а это необходимо, дабы не опозорить себя и свое учреждение), необходима очень серьезная и длительная работа. Конкурс состоит из нескольких этапов и к каждому нужно готовиться. Например, мне пришлось писать эссе, после этого снимать видеоролик, а на десерт, пришла комиссия и отсматривала мой конкурсный урок. Как вы понимаете, вся подготовка и участие занимают очень много времени. При этом ваши стандартные обязанности с вас никто не снимает.
2. Большой стресс.
Даже самому лучшему учителю, порой, бывает сложно провести обычный урок в каком-нибудь классе. А теперь представьте, что на уроке будут присутствовать незнакомые люди, которые будут оценивать ваш урок в мельчайших подробностях. Да, работа учителя публичная, но одно дело работать на публику, к которой ты привык и видишь ее каждый день, а совсем другое, когда появляются посторонние люди. В такой момент чувствуешь себя студентом, который пришел на экзамен. И вроде ты все знаешь и умеешь, но вдруг строгому экзаменатору что-то не понравится? Поэтому волнения здесь избежать не получится.
3. Отсутствие стимула.
Этот пункт может быть и несправедлив, но я все же его отмечу, так как большинство коллег с этим сталкивается. Давайте подумаем, какой может быть главный стимул у участника конкурса? Самореализация? Возможно, но нет. Получение диплома, медали, кубка? Приятно, но тоже не то.
Думаю, что многие согласятся, что главный стимул - материальная выгода. В идеале. Так вот ее нет. Нет, в каких-то конкурсах, конечно, есть призовой фонд и победитель получает премии, но это большая редкость. Да вы можете рассчитывать на премию от директора, если победите в конкурсе. Но вот назначит ли он ее? Большой вопрос.
4. Однообразность конкурсов.
К сожалению, структура конкурсов и их регламент меняются крайне редко. С одной стороны, это хорошо, ведь ты знаешь, что тебя ждет и к чему готовиться, но с другой стороны становиться скучно и не интересно. Каждый раз одни и те же вопросы, одни и те же темы для эссе, одни и те же эксперты.
5. Непрозрачность.
Каковы критерии оценки? Почему тот, кто провел более скучный и простой урок, обошел того, кто сделал все более интересно и красочно? Что важнее, провести интересный урок для детей или отправить "сухую" методическую разработку? Что оценивается выше и почему?
Очень много вопросов, на которые нет ответов.
На днях столкнулся с очень интересной и, как мне кажется, странной ситуацией. Мне предложили отправить на конкурс свою методическую разработку. О том, как должна выглядеть разработка, должны были сообщить на специальной консультации. Так вот меня, например, удивило, что самое важное это то, как правильно учитель оформит свою работу. Жюри в первую очередь волнует не содержание, а то, какие поля у страницы, какой шрифт использован и пронумерованы ли страницы. Но еще больше меня удивила работа-победительница прошлого года, которую нам продемонстрировали в качестве примера. Так вот эта методическая разработка не соответствует современному образовательному стандарту. Как она могла победить? Неизвестно. Ну, зато оформление блестящее.
Подведем итог.
Конкурсы педагогического мастерства, безусловно, интересные и дают импульс для профессионального развития. Но участие в них отнимает много времени и сил. Скажу честно, не люблю участвовать в конкурсах, но это мое частное мнение, которое я не хочу никому навязывать. Могу сказать только, что попробовать, конечно, стоит, а дальше сами решайте, активно принимать в них участие или предпринимать попытки "слиться".
Но если уж участвуете, то ставьте самые высокие цели и добивайтесь их. В конце концов, может именно вы, спустя некоторое время, поднимите над головой заветного "Хрустального пеликана". А может это буду и я)
Спасибо за внимание! Буду рад лайкам, репостам и комментариям. Также рекомендую почитать другие мои статьи. Они будут полезны педагогам и тем, кто, возможно, хочет связать себя с профессией учителя.