Найти тему
Будни Оптимистки

Не спрашивай абонента "Куда я попал?", если не ждешь ответа "А куда метился?"

Оглавление

Довелось мне в начале 2000-х поработать преподавателем на журфаке Санкт-Петербургского государственного университета. Это вообще обычная практика для аспирантов, ведь многие из них как раз и готовятся стать преподавателями или уже работают в вузах.

Вела практические занятия по курсу "Основы творческой деятельности журналиста радио и телевидения". Учились делать информационные сюжеты и репортажи для новостных программ. Ничего особенного, но запомнились два случая, которые, надеюсь, будут интересны моим читателям.

Новости - факты или мнения?

В начале того десятилетия мы еще пытались убедить студентов, что главное в работе журналиста-информационника - сообщать факты, а не свои мнения о них.

Студенты предположили, что на одном и том же месте невозможно сделать репортажи по-разному, ведь событие-то то же самое. Чтобы доказать им обратное я записала три дневных выпуска новостей трех разных федеральных каналов.

Понятное дело, темы были плюс-минус одни и те же. Но 20 лет назад федеральные каналы все же имели более узнаваемые лица - и без логотипа в углу экрана можно было понять, какой из них смотришь.

В каждом из записанных мною выпусков были сюжеты, смонтированные из одних и тех же кадров МВД из Чечни. И вот глядя на идентичную картинку, мои студенты услышали три довольно разные версии происходящего.

Они были впечатлены, потому что осознали, что любой автор пропускает свой материал через личное отношение к нему. И в чистом виде информационной журналистики не существует.

Телефонный разговор - это искусство

А однажды моя непосредственная руководитель (я работала на факультете помощником замдекана по практике) встряла в пробке и безбожно опаздывала на лекцию по PR, которую нужно было читать целому курсу.

Автор со своей руководительницей в рабочем кабинете. Фото из личного архива.
Автор со своей руководительницей в рабочем кабинете. Фото из личного архива.

Она попросила меня пойти в аудиторию и как-то продержать студентов целую пару, чтобы они не разбрелись по зданию и не вызвали этим вопросов у руководства.

Я никогда не занималась пиаром, не изучала никаких специальных дисциплин и даже книг об этом не читала, поэтому мне пришлось включить фантазию.

Так как работа пиарменов и журналистов связана с коммуникацией, телефонные звонки - огромная часть этой работы. Я постоянно сталкиваюсь с тем, как сложно порой проходят телефонные разговоры. И причина в том, что люди не знают элементарных правил общения по телефону.

Вот я и решила обсудить это со студентами отделения PR.

Пара пролетела незаметно, ни один человек не вышел из аудитории. А потом студенты сказали мне, что это была одна из самых полезных для будущей практики лекций.

Основные правила коротко изложу здесь. Речь не о личных звонках, конечно же. Но кое-какие моменты полезны и для личных разговоров по телефону.

1. Позвонив, нужно правильно представиться - назвать должность и имя с фамилией.
2. Отвечая на звонок, тоже стоит сразу представиться, не ждать, когда на том конце провода спросят с кем имеют дело.
3. Если вы позвонили, а вам не назвали себя, то стоит сначала выяснить с тем ли человеком вы общаетесь, с которым рассчитывали.
4. Никогда, даже при личных звонках не спрашивайте "Куда я попал(а)?"
5. Если разговор прервался по техническим причинам, то перезванивает тот, кто был инициатором звонка. Так вы избежите встречных попыток дозвона.

Ну и главное в телефонном разговоре, как и в личном - умение слушать собеседника и корректно направлять беседу в нужном вам русле.

#истории из жизни #рассказы #образование #высшее образование #Журналистика #pr