Найти в Дзене

Кабинетная история

Оглавление

Это будет очень красивая статья! Красивая - для ценителей шикарных старинных интерьеров. Есть среди читателей такие? Тогда приглашаю полюбоваться, как выглядели комнаты богатых домов периода XIX - начала XX веков, на выставку "Кабинетная история" в Елагиноостровский дворец.

Интересно, что слово "кабинет" имеет два значения. Первое - комната для занятий или деловых приемов, второе - "предмет мебельного убранства". Кабинет был предметом гордости, щегольства и хвастовства, поэтому владелец лично занимался его обстановкой. Тем более, что наступившее столетие познакомило Россию с новыми видами мебели, неизвестными ранее - кабинетами для хранения предметов коллекционирования или бумаг, шкафами-бюро, шкафами для книг.

Фото автора
Фото автора

Кабинетная мебель, как правило, группировалась в помещении довольно свободно, но обязательно была зона для занятий - с письменным столом или бюро, а также небольшим книжным шкафом. Другая группа мебели кабинета предназначалась для общения и отдыха: мягкий диван, стол перед ним, дополненный креслами и стульями, шахматные и ломберные столы.

Фото автора
Фото автора

Стены кабинетов украшали живописными полотнами, графикой, на каминные полки ставили часы, декоративные вазы, на письменных столах стояли чернильницы, письменные приборы, колокольчики и различные небольшие статуэтки, получившие название кабинетной скульптуры.

Фото автора
Фото автора

А теперь, после этого небольшого вступления, давайте пройдёмся по кабинетам Елагиноостровского дворца. Но сначала посетим залы Парадной анфилады, названия которых даже звучат как музыка: Опочивальня, Фарфоровый кабинет, Голубая гостиная, Овальный зал, Малиновая гостиная. Они располагались на первом этаже по периметру дворца.

1. Парадная Передняя

2. Столовый зал

Фото автора
Фото автора

Этот зал занимает всю северную часть Парадной анфилады. Он предназначался для торжественных обедов и ужинов.

Фото автора
Фото автора

Поэтому лепной декор, созданный скульптором В.И. Демут-Малиновским, и роспись падут, исполненная Дж.-Б. Скотти, посвящена теме праздничного шествия в честь Вакха - бога веселья и виноделия.

Фото автора
Фото автора

Бронзовые люстры и бра были отлиты по рисункам самого К.И. Росси, но в 1930 годы они были переданы в Госторг. Сейчас в зале висят люстры, выполненные с рисунков К.И.Росси в 1980-е годы.

Фото автора
Фото автора

3. Овальный зал

Овальный зал считается одним их лучших интерьеров эпохи русского ампира. К нему примыкали Голубая и Малиновая гостиные, поражающие многообразием приемов и вариантов отделки.

4. Голубая гостиная

Фото автора
Фото автора

Происхождение названия гостиной связано с отделкой её стен шёлком голубого цвета. Во времена Марии Федоровны декоративную отделку гостиной дополнял мебельный гарнитур: диван, круглый стол, двенадцать кресел, двенадцать стульев, обитые синим дамасом (сорт шелковой ткани) с "белыми кругами", два каминных экрана. В 1850-х гг. мебель была заменена новой из орехового дерева в стиле второго рококо.

Фото автора
Фото автора

Неотъемлемой частью ансамбля гостиной являлась люстра, выполненная из золоченой бронзы в мастерской А. Шрейбера. В её декоре были использованы растительные мотивы и сцены вакханалии, украшавшие пояс вокруг центральной композиции.

Фото автора
Фото автора

5. Малиновая гостиная

6. Фарфоровый кабинет

Угловой кабинет Марии Федоровны производил впечатление драгоценной фарфоровой шкатулки благодаря особенной декоративной отделке, поэтому еще в XIX в. он получил свое второе название "Фарфоровый". На облицованной искусственным мрамором поверхности стен и потолка - живописные фигуры танцующих граций и играющих амуров, арабески с изображениями любимой птицы Марии Федоровны павлина - атрибута Юноны, символизирующего семейное счастье, гирлянды из любимых цветов императрицы: роз, сирени и незабудок.

7. Туалетная

Фото автора
Фото автора

В дни торжеств Парадная Туалетная служила местом приготовления вдовствующей императрицы Марии Федоровны к приему гостей. Архитектурный облик комнаты восстановлен частично. За стеной находились ванная и две небольшие уборные комнаты, в которые вели "двери под обои" (не выделенные из общего фона стены, без архитектурных элементов).

-15

8. Кабинет в стиле "Жакоб"

9. Кабинет Александра I

-16

Впервые после ремонта и реставрации залов второго этажа в Елагиноостровском дворце-музее можно увидеть кабинет Александра I. Реставрация была проведена в соответствии с описями 1826 года, в которых подробно описан интерьер кабинета. Кроме того, использовано изображение кабинета на акварели, выполненной в 1821 году художником М. Н. Воробьевым, которого называли "бытописцем" своего времени, его работы отличаются тщательностью проработки и достоверностью, что очень помогло при реставрации кабинета Александра I.

Фото автора
Фото автора

Меблировка кабинета не сохранилась, и в зале представлена обстановка рабочего кабинета в классическом стиле начала XIX века. Рабочую зону представляют: секретер с откидной крышкой и множеством ящичков для бумаг и писем, и семаньер, один из первых шкафов-комодов. Название происходит от фр. semaine - семь. Такой предмет стал обязательным элементом обстановки столичного модного кабинета этого времени.

Фото автора
Фото автора

10. Ореховый кабинет-гостиная

Фото автора (листайте галерею)
Фото автора (листайте галерею)

Начиная с 30-х годов XIX века стало модно подражание историческим стилям разных эпох. Наибольшее распространение приобрело "второе рококо". Этот декоративный стиль пришелся по вкусу широким социальным слоям: и дворянству, и буржуазии. Он был изящен, отличаясь вычурностью и массивностью резного убранства, и вместе с тем отвечал требованиям комфорта, удобства. Предметы мебели на гнутых ножках отделывались сложной резьбой в виде завитков и производились в большом количестве, как гарнитурами, так и отдельными единицами, рядом фирм, в частности, петербургскими мастерскими братьев Гамбс и А. Тура.

11. Дамский кабинет-гостиная в стиле "второго рококо"

Фото автора
Фото автора

Оформленный в стиле "второго рококо" дамский кабинет-гостиная представляет собой образец изысканной и модной дворцов созданный в конце 50-х начале 60-х годов XIX века. Именно в мебели, в мебельных гарнитурах сильнее всего проявился изысканный, затейливый стиль рококо.

Фото автора
Фото автора

Такая мебель в стиле рококо с маркетри и золочеными накладками, благодаря своей декоративной сложности оказалась прерогативой очень богатых. Сложно отделанные предметы обычно предназначались для дворцового убранства и являлись плодом коллективного труда столяров, краснодеревщиков, резчиков, бронзовщиков, литейщиков, чеканщиков, золотильщиков, лакировщиков.

12. Кабинет в стиле модерн

Фото автора
Фото автора

Меблировка интерьера - пример изящной обстановки дамского кабинета в стиле модерн, который начинает складываться в конце XIX века. Изменилось отношение к устоявшимся мебельным формам, повысились требования к комфорту, возникла потребность в совершенно новых предметах. Характерной деталью интерьера стали неширокие полки, завершающие деревянные стенные панели, встраивающиеся в корпусную мебель и различные предметы обстановки. Их заполняли фарфоровыми и стеклянными вазочками самого разного назначения, фигурками, фотографиями в стоячих рамках, разнообразным металлом.

Фото автора
Фото автора

В отделке новой мебели использовали дерево ценных пород красное, орех, грушу, яблоню, ясень, в большую моду вошла отделка, выполненная из серого мореного клена. В начале прошлого столетия подобная мебель относилась к обстановке «новой моды» и получила большую популярность в кругах состоятельной петербургской интеллигенции.

13. Охотничий кабинет

Фото автора
Фото автора

Художественная интерпретация стилей ренессанс, готического и модерн послужила основой для создания великолепного гарнитура "Охотничий кабинет", выполненного по великокняжескому заказу на московской фабрик П. А. Шмидта в конце XIX века. Многочисленные и разнообразные предметы гарнитура: монументальный шкаф для оружия, диван, кресла, сложной формы письменный стол искусно выполнены из массива ореха. Основным приемом отделки стала резьба с тщательной скульптурной проработкой деталей.

Фото автора
Фото автора

Интересно, что скульптура медведя каслинского литья представляет точную копию зверя, убитого Александром II близ Лисина, о чем на ней есть надпись и масштабная линейка, чтобы понять размеры могучего животного.

Фото автора
Фото автора

13. Кабинеты в стиле неоклассицизм

Неоклассицизм начала ХХ веков - это вновь обращение к культурным традициям классики. В предметах старого дворянского быта, который кажется воплощением гармонии искусства, покоя и тишины заимствуют и отделку и форму. Малоподвижная мебель рассчитана на стационарную расстановку. Полукруглое кресло с мягкой средней частью, в популярной для классицизма форме кресла-корытца дополняет обстановку кабинета.

14. Мужской кабинет в стиле модерн

Фото автора
Фото автора

С 1910-х годов строгие, логичные формы окончательно утвердились в кабинете, придя на смену излишней декоративности.

Фото автора
Фото автора

Вот такую экспозицию из собрания Елагиноостровского дворца-музея можно увидеть на этой выставке.

Фото автора
Фото автора

Какой стиль вам ближе? Пишите в комментариях!

Для написания статьи использован материал со стендов экспозиции.

Подписывайтесь на канал "Бюджетные путешествия на машине" и читайте ещё: