Основные особенности
«Все чувствуют в нынешний мировой день, что Россия стоит перед великими мировыми задачами. Но это глубокое чувство сопровождается сознанием неопределенности, почти неопределимости этих задач.
Русская национальная мысль питалась чувством богоизбранности и богоносности России. Идет это от старой идеи Москвы как Третьего Рима, через славянофильство -- к Достоевскому, Соловьеву и к современным неославянофилам.
Для западного культурного человечества Россия все еще остается каким-то чуждым Востоком, то притягивающим своей тайной, то отталкивающим своим варварством.
И если народы Запада принуждены будут, наконец, увидеть единственный лик России и признать ее призвание, то остается все еще неясным, сознаем ли мы сами, что есть Россия и к чему она призвана? Для нас самих Россия остается неразгаданной тайной.
Россия -- самая без государственная, самая анархическая страна в мире. И русский народ -- самый аполитичный народ, никогда не умевший устраивать свою землю.»
«Власть бюрократии в русской жизни была внутренним нашествием неметчины. Неметчина как-то органически вошла в русскую государственность и владела женственной и пассивной русской стихией. Земля русская не того приняла за своего суженого, ошиблась в женихе.»
«Чужд русскому народу империализм в западном и буржуазном смысле слова, но он покорно отдавал свои силы на создание империализма, в котором сердце его не было заинтересовано.»
Причина причин
«Противоречивость и сложность русской души может быть связана с тем, что в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории - Восток и Запад. Она есть великий и цельный Востоко-Запад по замыслу Божьему и она есть неудавшийся и смешанный Востоко-Запад по фактическому своему состоянию, по эмпирическому своему состоянию»
”Русская душа оставалась в безбрежности, она не чувствовала грани и расплывалась”;
“природная языческая дионистическая стихия и аскетически монашеское православие”. Соответственно эти начала явились причиной появления совершенно противоположных свойств в русском народе, таких как “жестокость, склонность к насилию и доброта, человечность, мягкость; индивидуализм, обостренное сознание личности и безличный коллективизм, национализм, самохвальство и универсализм; искание Бога и воинствующее безбожие; рабство и бунт.”
«В отношении к государству в русском народе можно открыть как стремление к анархизму, неприятию государства так и стремление к гипертрофии государства, к подавлению свободы» [4].
«Как понять эту загадочную противоречивость России, эту одинаковую верность взаимоисключающих о ней тезисов? И здесь, как и везде, в вопросе о свободе и рабстве души России, о ее странничестве и ее неподвижности, мы сталкиваемся с тайной соотношения мужественного и женственного. Корень этих глубоких противоречий – в не соединенности мужественного и женственного в русском духе и русском характере. Россия невестится, ждет жениха, который должен прийти из какой-то выси, но приходит не суженый, немец-чиновник и владеет ею. В жизни духа владеют ею: то Маркс, то Кант, то Штейнер.
Россия не училась у Европы, не приобщалась к европейской культуре, а рабски подчинялась Западу или в дикой националистической реакции громила Запад, отрицала культуру.»
«Из этого безвыходного круга есть только один выход: раскрытие внутри самой России, и в ее духовной глубине мужественного, личного, оформляющего начала, овладение собственной национальной стихией, имманентное пробуждение мужественного, светоносного сознания»
Русская философия: Энциклопедия.
Суть бытия русской идеи
Бердяев считает, для российской истории характерна прежде всего прерывность. Выделяется пять периодов:
Россия Киевская, Россия времен татарского ига, Россия московская, Россия Петровская и Россия советская. Бердяев считает, что худшим, “наиболее азиатско-татарским” был период Московского Царства. Лучше были Киевский период и период татарского ига, в них не было замкнутости, было больше свободы.
“Бесконечно трудная задача стояла перед русским человеком - задача оформления и организации своей необъятной земли”[2]с
Мы не будем специально останавливаться на этапах формирования русской идеи, отметим лишь, что в ее формирование внесли вклад такие люди, как инок Филофей, со своей идеей о Москве, как третьем Риме, Чаадаев, славянофилы Киреевский, Аксаков, Хомяков (особенно ценна его идея о соборности), великие русские писатели Пушкин, Гоголь, Толстой, Достоевский, философы Леонтьев, Розанов, Соловьев.
Формирование русской идеи связывается прежде всего с тем, что “русские люди из народного, трудового слоя, даже когда они ушли от православия, продолжали искать правды, искать Бога и Божьей правды, смысла жизни”[1]
с. 118 Бердяев Н.А. «русская идея»
Русская идея, согласно Бердяеву, есть идея “коммюнотарности и братства людей и народов”. Русский народ по своему душевному типу наиболее расположен к построению “персоналистического социализма”. “У русских нет таких делений, классификаций, группировок по разным сферам, как у западных людей, есть большая цельность” [1] с. 135 Бердяев Н.А. «русская идея».
“Дух коммунизма, религия коммунизма, философия коммунизма - и антихристианские и антигуманистические, однако в социальной системе коммунизма есть большая правда, которая вполне может быть согласована с христианством, во всяком случае, более, чем капиталистическая система, которая есть самая антихристианская” [2]c. 187 Н.А. Бердяев “Истоки и смысл русского коммунизма”..
Русская идея удивила мир, проявившись в таком прекрасном и ослепительном явлении, как русская литература XIX века. Приведем здесь лишь некоторые имена: А. С. Пушкин, Ф. М. Достоевский, Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов
Русская идея есть идея коммюнотарности и братства людей и народов. Русская идея - идея мессианская, русские призваны играть достойную роль в истории мира, в утверждении принципов коммюнотарности.
Немного расшифруем идеи и понятия
Коммюнотарность - непосредственное отношение человека к человеку через Бога, как внутреннее начало жизни. Это духовное качество людей, общность и братство в отношениях людей, и она совсем не означает какой-то реальности, стоящей над людьми и ими командующей.
В «Сказке о рыбаке и рыбке» говорится о кармической идеи, последствий за непомерные желании , а еще о любви. Легко любить человека идеального, а старик терпимо исполнял желания старухи, он ее мог любить даже в таком виде.
В «Идиоте» говориться о безусловной любви к человеку, когда Рогожин из ревности намеревается убить Мышкина, а потом они обмениваются крестами.
В «Мертвых душах» рассказывается о крестьянском характере народа, который живет в условиях, когда его продают.
В «Анне Карениной» Каренин излагает ведические ценности о семье. Так, Толстой цитирует восточное знание о семье «Тирукурал». Известно, что Лев Николаевич переводил и «Дао де Цзин».
В «Дяде Ване» дядя Ваня стреляет в Александра из за предательства идейного, дядя Ваня надеялся, что Александр как профессор разберется в идеях, которыми надо жить, а тот оказывается не только бездарность, так еще и сострадания не имеет.
Бердяев, к примеру, размышляет над такими понятиями как вожделение. Почему мы сострадательную любовь выделяем, а чувственную стараемся прятать? Можно ли без ханжества говорить о той и иной гранях любви?
Бердяев, задается вопросами, почему мы так догматично подходим к духовному учению и не размышляем над идеями, не разбираемся в том, что несут собой различные переводы учения?
Раньше философские школы считали , что прежде чем обращаться к духовным текстам неплохо бы знать Латынь, Иврит и Греческий? После Кирилла и Мефодия правки по тексту библии были при Елизавете, а посмотрите, сколько раз за тысячелетие на западе и востоке реформировалась духовная мысль.
Светлого дня, плодотворных размышлений над творческими проектами, в особенности той части, которая касается идеи и миссии.
Опубликовано с Landport Скоро выйдет вебинар на тему "Организация арт пространств" только для подписчиков, включайте уведомления
#саморазвитие #маркетинг #аудит #сплочение команды #тренинг