Старенький японский внедорожник с трудом пытался удержаться на еле заметной колее. Достаточно было машине вильнуть на полметра влево или вправо, как она завязала в песке, подступающих с обеих сторон барханов и приходилось всем скопом возвращать ее на "путь истинный" - в потерянную колею. Мы ехали на «сафари» по пустыне Египта. Нет, это была не в полном смысле охота на львов с получением трофея в виде львиной шкуры под камин, а поездка в «бедуинскую» деревню, где, как писалось в буклете, можно было совершить небольшое путешествие верхом на верблюде и отведать воды из целебного источника.
То, что бедуинская деревня бутафорская, стало ясно при подъезде к ней. Во-первых, само понятие «деревня» для бедуинов, ведущих кочевой образ жизни, это как «попу гармонь», а во- вторых, перед самым въездом в поселочек стояла ржавая двухсотлитровая бочка, с которой свисал и уходил куда то за околицу резиновый шланг. Гид шепнул, что здесь воду лучше не пить! Я не поленился и, несколько отклонившись от маршрута группы, проследил, для чего, собственно, в пустыне нужен шланг - огородов поблизости не наблюдалось, а поилка для животных располагалась в центре деревеньки и наполнялась из отдельной канистры. Оказалось, что шланг тянулся метров за сорок к подножию гор, где в каменной пещере между большими валунами было небольшое озерцо, которое пополнялось, как нам было сказано, из «целебного» родника. Естественно, сообразить, что «родником» была та ржавая бочка, из которой смекалистыми бедуинами перед приездом туристов самотеком заполнялось озерцо, большого труда не составило. Услышав, что родник спасает буквально от всех болезней, по мановению ока вся привезенная туристами вода, которая в Египте стоила достаточно дорого и которую в пустыне не купишь ни за какие деньги, была вылита в песок, а опустевшая тара заполнена «целебной» водой. К сожалению, попутчик Юрий Михайлович, пока я прошелся по маршруту шланга, заполнил этим «эликсиром» как свою, так и мою бутылку. Он с блаженно - восторженным выражением на лице сидел на валуне, нежно прижимая обе бутылки как новорожденных близнецов к своему обширному животу, видимо, ожидая оздоровления от тех недугов, которые он накопил за период отсутствия этой "божественной" жидкости!
Несмотря на явно для туристов построенную деревню, судя по чалмам, которые были голубого и синего цвета, её «жители» действительно были из кочевого, причем, берберского племени. Этот народ, который из-за цвета тюрбанов называют "голубыми путниками пустыни", ранее кочевал по обширным территориям севера Африки, пока в VII веке арабы не оттеснили его вглубь территории, в полупустынные, пустынные и горные районы, насильно исламизировали и попытались ассимилировать, но из-за сложной внутриэтнической иерархии, этого им сделать так и не удалось.
Относительная европейская внешность берберов, сильно отличавшая их не только от негроидных племен, но и от тех же арабов, вызывала живой интерес у многих исследователей этноса и генетики. Из-за применения в вышивке, рисунках и специально наносимых шрамах на кожу лица при инициализации мужчины большого количества символов в виде креста, высказывались предположения, что берберы – это потомки крестоносцев, заблудившихся в пустыне во время одного из шести крестовых походов.
Исследования, проведенные в 2010 году в Бельгии, показали, что практически у всех родственников Адольфа Гитлера имеется Y-хромосомная гаплогруппа E1b1b, в Европе практически не встречающаяся. Зато эта группа встречается чуть ли не у ста процентов берберов, и у ашкеназских евреев. Так сказать – усмешка истории!
Наспех сикось-накось поставленные плетеные из камыша стены двух, или трех помещений, составляющих деревню, усиливали ощущение бутафории и потемкинщины. Видимо, прочтя в наших глазах разочарование, экскурсовод договорился о поездке на верблюдах. Он же и пояснил, что если лошадь была приручена около семи тысяч лет назад (тогда кочевые племена ариев научились запрягать колесницы, а через десять веков освоили и верховую езду), то верблюд был одомашнен спустя три тысячи лет. Вначале был объезжен дромадер- одногорбый африканский верблюд и произошло это здесь, на территории северной Африки (большая часть Египта – это Африка, и лишь небольшая часть страны располагается в Азии, на Синайском полуострове). Другая разновидность верблюда- двугорбый верблюд, в то время в Африке не обитал. Его родиной называют территорию Средней Азии Бактрию, где бактрийцы, предки современных таджиков, и одомашнили животное, от чего оно и было названо в их честь.
Много веков назад, когда первые караваны освоили Большой Шелковый Путь, верблюды вызвали ужас в Европе. От них нещадно воняло чем-то диким, а видя морды с кривыми желтыми зубами, напуганные богобоязненные жители до синяков осеняли себя крестным знаменем. Но самым отвратительным было то, что верблюды нещадно плевались. Достаточно было детворе, либо праздно шатающемуся ротозею постарше подразнить величавое животное, как оно вмиг перемещало жвачку, размоченную секретом и большой запас воды, хранящийся в ячеях рубца (одной из частей трёхкамерного желудка) в неимоверных размеров носоглотку и довольно метко как из брансбойта бравого пожарника выплевывало эту смесь по направлению обидчика. Везло, когда животное давно не кормили- в этом случае вспененная слюна, вперемежку с зеленой жвачкой обволакивала всё лицо и голову человека. В противном случае результат был куда плачевнее…!
Надо сказать, что влезть на верблюда - это еще полдела! Главное – на нем усидеть. На Бактриане всадник располагается между горбами (расстояние между ними около тридцати сантиметров), а на дромадере- позади его единственного горба. Через минут пять езды, ноги, которые ни во что не упираются, с непривычки начинают затекать. Можно, конечно, сесть по-турецки, либо согнуть в коленях ноги, чтобы наладить кровоснабжение, но верблюд таких шуток не понимает и не прощает. Ощерив крайне неприглядную улыбку, он пытается укусить кривыми зубами такого нерадивого наездника за ногу, а укус его наносит ужасную рану!
Поступь верблюда мягкая, ибо подушечки на лапах расправляются, пружинят как резиновые амортизаторы и, не проваливаясь, спокойно ступают по сыпучим пескам пустыни. Но удар задних лап разъяренного верблюда настолько силен, что как спичку может переломить конечности взрослого человека.
Помучавшись в неудобной позе полчаса, «караван» был по нашей настойчивой просьбе остановлен. Караванщиками мы оказались никакими, ибо с непривычки ноги затекли до боли, а каждый шаг моего бактриана (их в Аравии теперь не меньше чем дромадеров) стал отдаваться в позвоночнике каким то подозрительным скрипом и болью. К тому же, как полагается в пустыне, на всех напала нестерпимая жажда!
Помня о «целебном» источнике (к тому времени я уже просветил всех о ржавой бочке), мы вначале отказались от предложенного бедуинами обеда, но экскурсовод, который после сообщения о воде вызывал к себе доверие, посоветовал пообедать, так как долгий обратный путь по пустыне на голодный желудок будет выдержать не так-то просто. Пообедали мы тут же при нас приготовленными на огне мясными колбасками в гарнире из жареного кешью, которые оказались на удивление вкусными. Но самое главное, нам выдали по бутылке питьевой воды, причем, вода была в заводской упаковке и явно не из «источника». Кстати, с обедом и "целебной" водой, кто ее пробовал, пронесло (я в хорошем смысле этого слова!).
Весь рассказ и другие рассказы автора можно прочесть по адресу: https://proza.ru/2022/02/25/1806