Роман-утопия Виктора Пелевина «S.N.U.F.F.»
Именно так представляет своё произведение Виктор Пелевин. Книга с провокационным названием «S.N.U.F.F.» (с англ. нюхать) вышло в тираж в конце 2011 года. Сейчас поклонники этого автора называют «S.N.U.F.F.» романом-предупреждением и романом-пророчеством, связывая его сюжет с последними событиями на Украине.
Сюжет романа разворачивается в утопическом мире вокруг взаимоотношений двух стран — Уркаины (Уркаинского Уркаганата), которую населяют «орки», и висящего над ней искусственного гигантского шара, мини-планеты Бизантиума (Big Byz), населённого «людьми».
Уркаина является технологически отсталым обществом, в быту говорящим на «верхнерусском» языке, а Бизантиум, наоборот, является продвинутым технологически государством так называемой «демократурой», где преобладает церковно-английский язык, похожий на английский. Тем не менее Бизантиум страдает от недостатка физического пространства в виду небольшого размера шара-планеты и от законов о возрасте согласия, которые запрещают вступать в публичный сексуальный контакт людям, не достигшим 46 лет. Многие жители Бизантиума живут с куклами-роботами («сурами») разной степени технологического развития. Официальной религией БигБиза является культ Маниту - религия, считающая богов прошлого ликами единого одноимённого существа. Также маниту (с маленькой буквой) называют деньги и компьютерную технику, ибо их роль в мире крайне важна. Орки исповедуют религию Маниту в иной форме, обильно сдобренной карго-культом, напоминающим карикатурную советско-российскую идеологию.
-У нас считают, что инженер – это низшая каста. А герой нашего времени – это вертухай с хатой в Лондоне.
Повествование ведётся от лица «человека» — Демьяна-Ландульфа Дамилолы Карпова, работающего оператором вооружённой беспилотной летающей кинокамеры. Камера Карпова «Хеннелора». Вообще, иметь название для камер — нормально, но для этого персонажа свойственна прямо-таки любовь к летающей машине. В гражданской жизни Карпов живёт со взятой в кредит сурой по имени Кая, которая втягивает его и двух «орков» в интригу, завязанную на её личных интересах и интересах элит. Кая манипулирует Дамилолой, дабы добиться своего. Дамилола пытаясь сделать общение с Каей более натуральным и увлекательным часто выкручивал на максимум настройки режима «сучество» (режим который не дает гарантий поведения и не рекомендуется к использованию), повышая эгоизм и капризность своей суры. Это и приводит его к трагедии.
Роман содержит множество намёков на современное (2011 год) социальное и политическое положение Запада и России (а также «первого мира» и остального человечества) и на их взаимоотношения, поданные в сатирической манере. Текст изобилует придуманной лексикой и как говорят «новоязом», по большей части образованным из английских и русских слов, изменивших своё значение в описываемом мире романа «Снафф». Например: Мандалайка-музыкальный инструмент, Уркаган-глава урков и орков, урки это привелигированные орки, кто-то типа коллаборантов или состоятельных орков на службе БигБиза. Вертухай-Орк, пробравшийся на шар-планету БигБиз.
В общем, условия и декорации очень похожи на голливудский блокбастер "Элизиум: Рай не на Земле". Только реалии русскому читателю гораздо ближе и понятней.
В частности, роль в этом странном мире индустрии СМИ (она же индустрия развлечений): «Первую половину жизни глобальные урки(привелигированные орки) борются друг с другом за право уехать из Уркаины в Лондон, а вторую половину сидят в Лондоне и смотрят телевидение Уркаины». Удивительно напоминает наше время.
Самым популярном жанром уркаинского телевидения является снафф — короткометражка, в которой запечатлено реальное убийство. Урки истребляют друг друга, люди БигБиза кровожадно следят за этой бойней, как за ситкомом, а неожурналисты со своими крылатыми камерами-беспилотникамизарабатывают рейтинги и свою копеечку, чтобы выплатить кредит за суру — киборга.
Время от времени Уркаина переживает большую войну, для услады жителей БигБиза. Очередная война в конце концов приводит к крушению самого Бизантиума.
-«Сучество» на самом деле — не дурная черта характера, а своего рода контрапункт к инстинкту размножения, выработанный человеческой культурой....Это, как ни странно, оказалось одной из лучших имитационных моделей женского поведения. Знаете, как работает сбитая с цели торпеда?
-Если вы собьете торпеду с курса, она несколько раз хлопнет ресницами, а потом с очаровательной женской непоследовательностью попытается вернуть вас в состояние умственного ступора, где факт ее присутствия в вашей жизни опять не сможет получить трезвой оценки. В качестве мозгового парализатора могут использоваться все эмоции темного спектра — гнев, волнение, уязвленное самолюбие, сомнение в себе, — ну и, конечно, чувственное желание.
Что же до тайн женского сердца, то на мужской взгляд схвачены они очень точно и даже откровенно. Ревность и соперничество за женское внимание описаны реалистично, начинаешь сам переживать за мужских персонажей. Пелевин мастер конечно.
-В плохое всегда как-то веришь без труда.
Книгу рекомендую к прочтению. Это уже легендарный роман. Он увлекательный, философский, пророческий и очень смешной. Ввиду сегодняшних событий еще более любопытный.
Читайте также