Найти тему
На страже Родины

АРМЕЙСКАЯ ЗАКАЛКА НА ВСЮ ЖИЗНЬ

Учебный центр ЗВО в Ленинградской области входит в число старейших воинских формирований в России. Одна из двух десятков специальностей, которым здесь обучают, – механик-водитель танка Т-72. Наш корреспондент встретился с военнослужащими, постигающими эту непростую, но такую важную в армии профессию.

Целевой отбор

На службу в учебный центр военкоматы стараются направлять технически подготовленных юношей. Многие из них окончили высшие и средние профессиональные учебные заведения технического профиля. Это и слесари, и инженеры, и автомеханики. Такая методика отбора не только облегчает процесс обучения, но и позволяет более эффективно тратить государственные средства, выделяемые на подготовку специалистов.

Занятия для механиков-водителей включают теоретическую подготовку и вождение боевых машин. Курсанты отрабатывают подготовительные упражнения, получают практику вождения самостоятельно и в колонне, проходят 100-километровый марш и, наконец, сдают зачётное упражнение в сложных условиях местности.

Во время выпускного экзамена на танкодроме учебного центра без пяти минут механики-водители выполняли зачётное упражнение. В реальной боевой обстановке механик должен уверенно и быстро преодолевать препятствия, потому что от этого зависит не только успех атаки, но и жизни экипажа. Препятствия для того и создают, чтобы замедлить темп нашего наступления и успеть расстрелять боевую машину.

Профессия Родину защищать – в наследство

Командир взвода старший лейтенант Алексей Рогожин – выпускник Казанского танкового училища. В 2012 году, сразу после окончания военного вуза, был направлен служить в учебный центр в Ленинградской области.

Алексей хоть и не потомственный военный, но оба его деда – участники войны. Только один прошёл Великую Отечественную, а второй... Первую мировую! Дело в том, что Алексей – поздний ребёнок, как и его родители, которые помнят ещё военное время. Дед Иван Тимофеевич был командиром пехотного батальона, погиб под Смоленском в 1943 году. Другой дед Иван Иванович служил командиром казачьего полка в царской армии, потерял в бою руку. Теперь внук подхватил эстафету служения Отечеству.

Алексей не жалеет о своём выборе. По его словам, за последние десять лет в учебном центре проведена большая работа по обновлению учебно-материальной базы. В частности, появились новые тренажёры, новая техника. Ощутимые перемены произошли и в другой, более тонкой сфере, которая касается отношения призывников к армейской службе.

– Надо отметить, что сейчас с каждым годом призывники идут в армию всё более охотно, а не по принуждению, как это было ещё лет 10-15 назад, – говорит офицер. – На мой взгляд, связано это со многими факторами – с улучшением бытовых условий, сокращением срока службы, подъёмом патриотизма. Юноши понимают, что это долг, который надо отдать Родине, и важный этап в жизни, который поможет им стать более организованными и дисциплинированными. А ещё можно построить военную карьеру. Юноши стали с большим желанием и интересом изучать технику.

По наблюдениям офицера, сейчас гораздо больше призывников имеют высшее образование, в том числе техническое, чем несколько лет назад. Да и военкоматы в последнее время стали активнее заниматься целевым отбором новобранцев.

А я бы от себя добавил: а что им не служить? В учебном центре есть баня, в каждом подразделении – душевые кабины и стиральные машины. В комнате досуга – чайные уголки, где можно отдохнуть, попить чаю. Созданы хорошие условия для физической подготовки: в центре есть спортивный городок, в подразделениях – спортивные уголки. В клубе можно посетить музей и проследить боевой путь воинской части, принимавшей участие практически во всех войнах, которые вела Россия начиная со времён Петра I. Питание сбалансированное и разнообразное: на обед у солдат два первых и три вторых блюда (на выбор), есть салат-бар.

Полюби технику, и она не подведёт

Ефрейтор Максим Курицын и рядовой Егор Матюхин показали отличные результаты в освоении техники и сами стали инструкторами по вождению танков. Оба служат в учебном центре уже 10 месяцев.

-2

Максим Курицын родом из города Углич Ярославской области. Окончил местный аграрно-политехнический колледж, где выучился на газоэлектросварщика. Планирует остаться в Вооружённых Силах и подписать контракт.

На «гражданке» Максим увлекался сваркой деталей для своей техники – машины, мопеда, мотоцикла. Поэтому и решил выучиться на газоэлектросварщика. Курицын учит солдат, как правильно эксплуатировать и водить боевые машины, выполнять мелкий ремонт, грамотно преодолевать естественные и искусственные препятствия.

– Для будущего механика-водителя важны такие качества, как глазомер, умение быстро ориентироваться на местности, решительность, уверенность в себе. Ещё важно не бояться своей машины и доверять ей. Как когда-то в старину казаков учили, чтобы они не боялись своих лошадей. Но обычно проблемы возникают только во время первого или первых двух вождений, а затем человек адаптируется, приходят опыт, сноровка, и появляется уверенность в своих силах. Когда знаешь техническую часть, всё становится просто и понятно, – делится Максим.

А вот что о своём подчинённом рассказал капитан Евгений Илюхин:

– Максим отличается тягой к познанию техники, ищет дополнительные материалы. Охотно помогает молодым солдатам разобраться в премудростях устройства боевой машины, доходчиво и со знанием дела всё объясняет.

А вот Егор Матюхин по образованию автомеханик, он окончил Тульский сельскохозяйственный колледж им. Ефанова с красным дипломом. Техникой увлекается с детства, ещё когда помогал отцу ремонтировать его «семёрку».

– Конечно, танк имеет куда более сложное устройство, поэтому изучать его очень интересно. Вообще, военная техника делается с большим запасом прочности, она более ремонтопригодна, чем гражданская, что позволяет оперативно устранить почти любую неисправность в кратчайшие сроки, – считает Егор, – бронемашины «прощают» механику-водителю многие из тех ошибок, которые никогда не простит гражданский автомобиль. Все эти особенности устройства заложены конструкторами с целью повышения эксплуатационных качеств и степени надёжности.

Молодой солдат рассказал, что когда он впервые забрался в танк, то поначалу, увидев множество различных трубок и рычагов, немного растерялся и решил, что управлять этой махиной невероятно сложно. Но в действительности всё оказалось гораздо проще. Современный танк специально сконструирован таким образом, чтобы максимально упростить процессы вождения, эксплуатации и обслуживания.

– Помню, приятно удивился узнав, что у боевой машины даже есть предпусковой подогреватель, предназначенный для запуска двигателя в морозы.

Служат два танкиста, инженер с юристом...

Рядовые Александр Романчик и Руслан Субботин недавно успешно выполнили зачётное упражнение и получили классную квалификацию механика-водителя танка. В армию молодых людей призвали в декабре прошлого года.

-3

Александр Романчик родился во Пскове, но с восьми лет живёт в Северной столице. Его отец – бывший военный, служил в войсках ПВО в Псковской области. Сейчас работает пожарным. По гражданской специальности Александр – инженер, окончил Петербургский госуниверситет путей сообщения, он специалист по подъёмно-транспортным машинам. Полученные знания помогают ему быстрее вникать в азы военной профессии.

– У меня никогда не было даже мысли уклоняться от воинской службы! Побывать в армии стоит хотя бы ради того, чтобы выработать в себе характер, узнать, что такое боевое товарищество. Я как- то сразу повзрослел, стал более собранным и ответственным. После окончания срока службы планирую пойти работать в РЖД инженером первой категории. Буду заниматься ликвидацией аварийных ситуаций на железной дороге, – рассказывает Александр.

Руслан Субботин – из г. Дмитров Московской области. Он тоже успешно осваивает технику, хотя сам не технарь, а гуманитарий. Юноша получил специальность юриста в колледже при Дубнинском институте непрерывного образования.

-4

– Сложности были только в начале – с многотонной машиной управиться не так легко. Но постепенно, простите за каламбур, «вошёл в колею». Помогли наставники, которые всё дотошно и понятно объясняли, «подкидывали» дополнительные материалы для изучения. Управлять танком оказалось даже интересно, ведь не у всех есть такая возможность. Специальность механика-водителя осваивал поэтапно, с постепенным усложнением упражнений. Сначала проходил вождение по элементам, где на учебных местах отрабатывал навыки по преодолению каждого препятствия по нескольку раз.

Руслан говорит, что после службы собирается получить высшее юридическое образование. Но уверен, что полученные технические навыки в жизни ему обязательно пригодятся. Теперь он знает, как обращаться с техникой, чтобы обеспечить её высокую работоспособность и сохранность.

Евгений ГОРДЕЕВ, специальный корреспондент

Фото автора

Ленинградская обл.

Цитата:

Учебный центр в Ленинградской области – преемник Копорского пехотного полка, сформированного ещё в 1703 году по указу Петра I. Сначала в Казани из стрельцов и других служивых людей создали солдатский полк Афанасия Скипицина. В то время шла Северная война, и полк разместили в районе крепости Копорье, во владениях сподвижника Петра – Александра Меньшикова. В 1708 году полк получил название солдатского Копорского и под этим именем участвовал в сражениях со шведами.