Найти тему
African kids

Почём «серое золото» для народа? (рубрика "Воскресный сеанс")

Европейская цивилизация под воздействием транснациональных компаний все больше и больше превращается в общество потребления. Бесконечное давление со стороны СМИ и соц. сетей: рождественские распродажи, привлекательные скидки в топовых ретейлах, акции "2+1", чёрные пятницы все сильнее затягивают нас в этот порочный круг.

Уже давно никого не удивляют километровые очереди, выстраивающиеся с вечера за сверхмодным смартфоном. Цена очередной новой игрушки — десятки смертей и рабский детский труд в ДРК* на месторождениях крупнейших запасов кобальта и колумбита-танталита, незаменимых в производстве батарей и аккумуляторов.

Колумбит-танталит или в простонародье колтан — твердый раствор, содержащий ниобий и тантал. С бурным развитием технологий в области электроники на него резко возрос спрос из-за содержащихся в нем элементов, которые используются для производства смартфонов и других цифровых устройств. При этом 80% запасов руды сосредоточено на территории Демократической Республики Конго. В Африке это сырье давно имеет дурную репутацию и его часто называют «кровавым минералом» или «серым золотом». Контроль над его добычей — одна из причин, так называемой, Второй конголезской войны 1998-2002 годов, в результате которой от болезней и голода погибло более 5 млн. человек.

История колтана — это прежде всего история детской эксплуатации.

-2

Рабочий день Соланж начинается в 5 утра и далее она держит путь в шахты восточного Конго, где вручную выкапывает тускло-черную металлическую руду под названием колумбит-танталит. Соланж начала работать на шахте, когда ей было всего 11, а к 14 годам вышла замуж. В свои 17 она уже вдова и мать двух маленьких мальчиков в возрасте одного и двух лет. Соланж говорит, что всего за 21 доллар США в неделю ей приходится работать практически без выходных. Но несмотря на низкую зарплату и долгий рабочий день, Соланж счастлива, так как живёт лучше многих своих соотечественников, которые имеют доход менее чем на 1,9 USD в день.

Используя самые примитивные орудия труда, в стремлении заработать свои пару долларов за 12-часовую смену, на шахтах в ужасных условиях наравне со взрослыми трудятся дети. В то время как мировые цены на сырье достигают $400 за килограмм.

-3

Несмотря на существующие в стране законы, запрещающие эксплуатацию несовершеннолетних, детский труд по-прежнему широко используется. Привлекательность для владельцев горнодобывающих предприятий заключается в сочетании двух факторов: дешевизны рабочей силы и неформальности трудовых отношений, обрекая тем самым детей помимо тяжелого физического труда еще и на полное бесправие.

Согласно оценкам, из 2 миллионов человек в ДРК, занимающихся кустарной добычей полезных ископаемых, около 40% составляют дети—шахтеры. Многие подростки приезжают на рудники из отдалённых деревень в надежде заработать немного денег для учебы или материально поправить положение своей семьи.

-4

Существует бесчисленное множество способов, позволяющих детям работать без официального трудоустройства, например, «мойщиками» руды, землекопами, носильщиками или доставщиками в шахту различных материалов. Не редко они вовлечены и в мелкую контрабанду, продавая колтан за бесценок в городах вдоль границ с Бурунди, Руандой и Угандой.

Выполняя взрослую работу, многие дети-шахтеры сталкиваются с сексуальными домогательствами, а также с жестоким обращением на подконтрольным незаконным вооруженным бандформированиям территориях и проблемами со здоровьем. В первую очередь, негативное влияние на организм оказывает радиоактивный уран, в избытке содержащийся в породе и вызывающий рак легких.

-5

Количество колтана, добытого с использованием детского труда, до сих пор полностью не удается отследить. Незаконно добытый минерал продается на черном рынке, интегрируясь в глобальную цепочку поставок посредством контрабанды и сговора. Некоторые компании, под натиском общественности, официально приняли решение отказаться от использования колтана сомнительного происхождения, но растущий спрос, увы, рождает и растущее предложение.

Жителям Запада — сытым и благоустроенным — очень легко говорить о запрете детского труда, но для десятков тысяч маленьких тружеников заработанные потом и кровью жалкие крохи — спасение от голодной смерти и, пожалуй, единственная возможность вырваться из этого «филиала ада». Мечтая, когда-нибудь, однажды получить образование и обрести престижную работу, они смогут занять свое "почетное место" в сумасшедшей гонке за гаджетами-новинками. Это все непременно случится, но потом, а сейчас их ждет трудный и опасный спуск в шахту.

ДРК*— Демократическая Республика Конго

Рекомендуемый к просмотру фильм — "Кобальтовый ад. Сколько стоит жизнь на карьерах ДР Конго"

Кобальтовый ад. Сколько стоит жизнь на карьерах ДР Конго