В первые годы власти большевиков стране еще сохранялись традиции церковных праздников.
В 20-е в городах устраивали вербные торги, организовывали пасхальные благотворительные акции и балы- концерты, проводились богослужения. В одном календаре мирно уживались религиозные и революционные даты. В 1929-м для Пасхи выделили три дня - 4, 5 и 6 мая.
Но этот год стал последним, когда в СССР церковные праздники официально считались "особыми днями отдыха". Уже в 1930 году они попали под запрет. Особенно страшными для коммунистической идеологии считались Пасха и Рождество.
С октября 1929 года рабочую неделю делают "подвижной": четыре дня трудящиеся работают, на пятый отдыхают. С этого времени выходным может оказаться любой день недели, и пасхальное воскресенье уже не может быть неизменным праздником для верующих.
Именно по этому поводу появился агитационный плакат, который призывает не прогуливать работу в Пасху.
Такое положение сохранялось до 1940 года, пока не вернулся прежний уклад - семидневная рабочая неделя и 8-часовой рабочий день. Но зато власти пошли на другое ухищрение - в пасхальный выходной горожан стали выгонять на субботники, воскресники, проводить атеистические лекции.
В попытках найти замену религиозным традициям создали специальную комиссию, которая разрабатывала новые советские обычаи и обряды. Продуктом пролетарской пропаганды стали "красные крестины", "красные Пасхи" и "красные карнавалы" - массовые шествия с чучелами священников, которые потом сжигали.
Масштабная идеологическая обработка велась и в школах. Учителя должны были убеждать учеников и их родителей, что Бога нет. Кое-где по понедельникам после Пасхи ребят перед уроками встречали сандружины. Если на руках находили следы от крашеных яиц, виновных ждали неприятности. Тех, кто отмечал Пасха или освещал вербу, обличали в стенгазетах.
Церкви, которые не были разрушены, начали приспосабливать под клубы, склады, спортзалы. По словам Ленина, церковь заменяла людям театр. Поэтому в качестве атеистических зрелищ на Пасху устраивали показ зарубежных кинолент и танцы в храмах.
По переписи населения 1937 года - ее почти сразу объявили вредительской, а материалы засекретили до 1990 года - больше половины граждан СССР продолжали верить в Бога. (Из 30 миллионов неграмотных старше 16 лет 84% признали себя верующими, а из 68,5 миллиона грамотных - 45%).
Чтобы ускорить отречение народа от веры, власть пошла на физическое уничтожение священников и их аресты стали массовыми. С августа по ноябрь 1937 года было арестовано 31 359 «церковников и сектантов», из них расстреляли 13 671 человек. К 1939 году из 200 епископов, которые занимали кафедры в 1920-е, уцелело всего четверо.
К борьбе с религией подключили печать. С 1922 года по воскресеньям выходит иллюстрированная газета "Безбожник". Первые два номера ее тираж составляет 15 тысяч экземпляров, а к 1931 году достигает полумиллиона.
Временно вернуться к церкви советским гражданам позволили только в годы Великой Отечественной войны. Пасху 4 апреля 1942 года разрешили отметить официально. Однако, опасаясь арестов, на всенощную службу поспешили немногие, тем более, что рядом с большими храмами дежурило НКВД.
Население десятилетиями продолжало тайно отмечать христианский весенний праздник. В легендарной книге "О вкусной и здоровой пище" 1939 года содержался подробный рецепт приготовления кулича. И в каждой семье на Пасху неизменно пекли куличи и красили яйца. Позже в 70-е годы стали продавать кекс "Весенний", который несмотря на нейтральное название был ничем иным, как классическим куличем, причем продавался он накануне праздника.
Под таким же прикрытием православной традиции сформировался новый обычай - ходить на кладбище, чтобы помянуть родных. Это позволяло соблюдать обряд, при этом не вызывая подозрений комсомольских и партийных работников.
Только к середине 1980-х отношения государства и церкви потеплели, и празднование Пасхи перестали запрещать.
Ставьте 👍, подписывайтесь и расскажите, как вы отмечали праздник в советские годы.