Найти в Дзене

Чувства в позднесредневековой Англии

Оглавление

Введение

В этой статье дан краткий пересказ книги К.М Вулгара “Чувства в позднесредневековой Англии” (“The Senses in Late Medieval England”). Перед тем как начать, стоит сказать немного о самом авторе.

Чувства в позднесредневековой Англии. Крис Вулгар.
Чувства в позднесредневековой Англии. Крис Вулгар.

Крис Вулгар является почетным профессором истории и архивных исследований. Прежде чем учиться на архивариуса в Ливерпульском университете, он читал археологию и историю в Университете Саутгемптона. Его архивная карьера заключалась в том, что он работал с коллекциями с двенадцатого века до наших дней, включая архивы двух оксфордских колледжей (Магдалины и Корпус-Кристи), и он провел большую часть своей карьеры в качестве архивариуса и куратора в библиотеке Университета Саутгемптона, прежде чем присоединиться к историческому факультету в 2013 году.

Крис Вулгар - профессор археологии и истории
Крис Вулгар - профессор археологии и истории

Крис интересуется редактированием текстов и историей повседневности, особенно в средневековый период в Англии. Его ранняя архивная работа в Оксфорде включала изучение средневековых бытовых отчетов, которые сыграли главную роль в развитии его исследований о повседневной жизни в целом. Публикации по средневековой социальной и экономической истории включают в себя два тома отчетов о домашних хозяйствах, отредактированных для серии «Записи социальной и экономической истории» Британской академии, издание завещаний епископов Англии и Уэльса для Кентерберийского и Йоркского общества и три книги издательства Йельского университета: “Великое домашнее хозяйство в позднесредневековой Англии”, “Чувства в позднесредневековой Англии” и “Культура еды в Англии, 1200-1500". Данный автор также является редактором Journal of Medieval History с 2009 года - крупного международного научного журнала, который публикует статьи по всем аспектам истории Европы и Средиземноморья с пятого века до начала шестнадцатого. Крис был избран членом Британской академии в 2020 году.

Содержание книги

Итак, в одном из своих трудов, опубликованном в 2006 году, который называется “Чувства в позднесредневековой Англии” (“The Senses in Late Medieval England”), Вулгар фокусируется на периоде с середины 12-го до середины 16-го века. Эта хронология определяется тем, что сохранилось мало источников для изучения чувств до этого периода. Шестнадцатый же век стал временем глубоких изменений (Ренессанс, Реформация и Просвещение), которые радикально изменили отношение к чувствам. Представляя свои цели в кратком введении, Вулгар выделяет пробел в опубликованных работах о чувствах, который возникает из-за акцента на идеологических, а не практических аспектах чувственного опыта. Он стремится устранить этот недостаток, концентрируясь на чувствах в повседневной жизни. Это книга, синтезирующая разнообразный исходный материал о чувствах и средневековые интерпретации болезней, связанных с ними. Автор в своей работе прибегает к средневековым теориям, малоизученным архивным материалам, а также клерикальным, преимущественно латинскими источникам. Эта книга основана на широком спектре источников, которые освещают средневековые представления о чувствах: повествовательных рассказах, житиях святых, медицинских коллекциях, проповедях и религиозных произведениях, записях коронеров и материалах о ереси, внутренних финансовых отчетах, материальной культуре и зданиях.

Основные районы, упомянутые в исследовании
Основные районы, упомянутые в исследовании

После введения, занимающего первую главу, основную часть книги можно условно разделить на два раздела. Если первая часть книги посвящена идеям и убеждениям, то вторая часть помещает некоторые из них в социальный контекст, чтобы увидеть их влияние на реалии повседневной жизни. Так, в главах со второй по восьмую рассматриваются средневековые представления о чувствах и то, как они интерпретировались в обществе того времени. Традиционно выделяют пять чувств - зрение, слух, обоняние, вкус и осязание, но в средневековой Европе этот список иногда включал и другие, такие как обработка речи. Поэтому эта часть книги состоит из глав об отдельных чувствах - осязания, добродетелях и святости (глава третья), звуках и слухе (глава четвертая), речи (глава пятая), вкусе (глава шестая), обонянии (глава седьмая) и зрении (глава восьмая).

В главах с девятой по одиннадцатую автор исследует влияние средневековых представлений о чувствах на повседневную жизнь. В этой части книги он стремится понять, как чувства действовали на практике, преимущественно в быту. Здесь он опирается на морализаторские тексты, чтобы обратиться за примерами проявления чувств к домашнему быту. Он исследует три зажиточных слоя общества, быт которых хорошо задокументирован: епископские семейства в тринадцатом и начале четырнадцатого веков (девятая глава), семьи королев позднего средневековья (десятая глава) и аристократические семейства в конце средневекового периода (одиннадцатая глава). Ритуалы, которые описывает Вулгар, от купания дворянина или королевы до организации за столом, сосредоточены на элите. Все они имеют прямое отношение к великим семьям позднего средневековья: епископам, английским королевам и аристократии в конце Средневековья, т.к. у нас есть много информации о повседневной жизни и материальной культуре.

В заключительной главе исследователь рассматривает основные изменения в чувственном восприятии и анализе, которые характеризовали жизнь и мышление в Англии в течение четырех столетий с середины 12 по середину 16 века. Автор пытается проследить общее развитие представлений о чувствах в этот период от теории до практической реализации. Например, переход врачей от использования запаха для моральной характеристики к использованию его для медицинской диагностики. Автор также видит влияние позднесредневековых Лоллардов, которые бросили вызов учению церкви о сенсорной передаче духовных сил и преимуществ, в последующем подрыве принятых сенсорных моделей, и он утверждает, что это сильно способствовало развитию научных исследований и «закрытию» человеческого тела в ранний современный период.

Тело человека, как и все остальное, состояло из земли, воды, огня и воздуха: четыре элемента здесь олицетворены слева направо. Эта копия энциклопедии Бартоломью"De proprietatibus rerum" в переводе Корнишона на французский язык была сделана в Брюгге в 1482 году, вероятно, для Эдуарда IV.
Тело человека, как и все остальное, состояло из земли, воды, огня и воздуха: четыре элемента здесь олицетворены слева направо. Эта копия энциклопедии Бартоломью"De proprietatibus rerum" в переводе Корнишона на французский язык была сделана в Брюгге в 1482 году, вероятно, для Эдуарда IV.

Если говорить более подробно о каждой главе, то вторую главу автор посвящает обсуждению средневековых представлений о чувствах и знакомит читателя с небольшой группой слов, описывающих чувства и их действие в каждом из трех основных языков, которые тогда использовались - латыни, англо-нормандском французском и среднеанглийском, а также некоторыми из основных источников для изучения чувств в позднесредневековой Англии. К ним относятся латинские переводы произведений Аристотеля и средневековые комментарии к ним; многие жанры религиозных текстов, такие как сборники проповедей, покаянные и религиозные трактаты, исповедальные пособия, сообщения о видениях и чудесных исцелениях. Отмечая особенности восприятия тогдашнего человека, автор отмечает, что внешность могла отражать внутреннее состояние. Моральные и духовные качества проявлялись через внешние признаки - приятный запах мог указывать на святость, белая одежда могла быть не только требованием чистоты, но и признаком чистоты душевной; и, наоборот, неприятный запах или черный цвет мог указывать на зло или создавать его.

Говоря в третьей главе об осязании, автор называет его самым основным из чувств, присущим для каждой части тела. В отличие от других чувств, оно присутствовало во всех физических частях тела, хотя чаще всего оно ассоциировалось с ладонями рук и подошвами ног. Осязание тесно отождествлялась с чувственностью, но также могло быть использовано для передачи добродетели. Прикосновение святых людей, мощей и сакраментальных предметов могло передавать духовную пользу добродетельным и раскрывать скрытый грех в нечестивых, в то время как прикосновение амулетов, драгоценных камней и оберегов широко ценилось из-за его способности исцелять больных, помогать в родах, защищать от яда и других опасностей.

Звук, согласно автору, считался вездесущим, мог, подобно прикосновению, передавать и порок, и добродетель. Средневековый звуковой фон сильно отличался от современного, был гораздо ниже; звуки выше шестидесяти децибел были редкими. Шумы природного мира, такие как пение птиц, были гораздо более заметными и идентифицируемыми, а акустика в зданиях сильно отличалась от сегодняшней. Звон церковных колоколов был одним из самых громких звуков, которые регулярно можно было услышать; он отмечал часы как религиозной, так и светской жизни и сигнализировал о публичных событиях радости, печали, торжества или чрезвычайной ситуации. Именно на этой главе мы остановимся подробнее в дальнейшем.

Пятая и шестая главы книги анализируют средневековые представления о речи и вкусе. Речь, которая, как и вкус, связана со ртом и считалась одним из его чувств, могла влиять на изменения как у говорящего, так и у слушателя. Пение молитв или чтение вслух религиозных текстов было формой медитации как для певчих или читателей, так и для тех, кто их слышал. Точно так же плохие слова, такие как еретические доктрины, проклятия или издевательства, могут навредить как говорящему, так и слушателю. Ограничение своей речи было формой духовной дисциплины, а добровольное молчание - признаком святости.

Аналогичным образом, аскеты избегали ароматных продуктов, чтобы дисциплинировать себя. Кулинарные книги и бытовые отчеты показывают, что английская аристократия и дворянство разделяли кухню, которая была общей для богатых классов средневековой Европы, кухню, в которой доминировали высококачественные мясо, рыба, птица и дичь, хорошо приправленная множеством импортных специй и подаваемая с тонкими, кислыми соусами, обычно основанными на вине, уксусе или вержусе. В своем самом сложном виде кухня богатых была формой алхимии, в которой пища трансформировалась - путем измельчения, добавления приправы, формирования, приготовления, окрашивания, обжаривания и украшения — в различные текстуры, вкусы и формы.

Запаху и обонянию посвящена седьмая глава. Обоняние, как и все другие чувства, имело важное моральное и духовное значение. Приятные запахи были тесно связаны с добродетелью, святостью и божественным. «Запах святости» часто наблюдался у умерших святых, считалось, что божественные видения сопровождались сладкими запахами, а облака благовоний наполняли церкви божественным запахом, в то время как неприятные запахи были связаны со злом, дьяволом и адом. Хорошие и плохие запахи также были признаками физического здоровья или болезни. Поскольку запахи влияют на здоровье, хорошие ароматы могут быть терапевтическими, а плохие могут быть вредными и служить распространению болезней.

Восьмая глава посвящена такому чувству как зрение. Считалось, что зрение, как и другие чувства, действует в обоих направлениях: глаз излучает свет, а также воспринимает его, и, таким образом, может передавать и получать добро или зло, такие как «сглаз». Глаза были символами души, раскрывающими характер, а также физическое, психологическое и духовное состояние. Яркий свет или блеск, которые помогали зрению, были проявлениями божественного, в то время как тьма, которая ограничивала зрение или делала его неработоспособным, ассоциировалась с дьявольской.

У епископов, как и у других средневековых магнатов, понимание чувств и отношение к ним отражалась на устройстве их хозяйств. Этому посвящена девятая глава книги. Многие епископы-аскеты того времени, (Эдмунд Абингдонский, Томас Кантилупе) делали все возможное, чтобы избежать грехов чувственного удовольствия, обедая на простых и скудных блюдах, нося одежду, полную вшей, на коже, избегая купания, удобных кроватей и постельных принадлежностей, подвергая себя жестким графикам работы и молитвы. Однако не все епископы вели такую строгую жизнь. Посмертные описи трех епископов, умерших в начале XIV века (Томас Биттон, Ричард Грейвсенд, Джон де Сандейл,) показывают, что в их семьях, в отличие от семей двух предыдущих, отношение к чувствам явно не контрастировало с уровнем личного комфорта. Их имущество включало сверкающие драгоценности и наборы тарелок, запасы дорогих импортных специй, прекрасные постельные принадлежности и подвесы, а также ценные облачения.

В десятой главе Вулгар рассматривает королевские семьи в 14 веке, наряду с английскими принцессами, которые вышли замуж за границей. Семьи английских королев, описанные в этой главе, также показывают акцент на личном комфорте. В дополнение к многочисленным драгоценностям и другим украшениям, а также тонкой и качественной одежде, постельным принадлежностям, подушкам и подвескам, обычными для королев были купальные помещения, которые, очевидно, отражали женское удовольствие от приема ванны. Апартаменты королевы также были наполнены ароматическими запахами и сверкали зеркалами, тарелками и другими прекрасными металлическими изделиями. В отличие от мужских апартаментов, которые обычно были расписаны изображениями рыцарей, королевской генеалогии и религиозных деятелей, апартаменты королевы были расписаны иконографическими схемами с изображением женских фигур и созерцательных тем.

Одиннадцатая глава посвящена аристократическим семьям в конце Средних веков. В позднесредневековый период произошли серьезные изменения в аристократическом образе жизни. Растущее внимание к церемониям и изоляции магнатов от всех, кроме их ближайших помощников, близких членов семьи и высокопоставленных гостей, очень подробно описано в книгах домашних правил и отражено в дизайне и назначениях больших домов. Лорд и леди в значительной степени отошли от обедов и общения на общественной арене большого зала, предпочитая вместо этого роскошные пространство их собственной большой комнаты, доступ в которую строго контролировался. Сложные правила регулировали поведение в их присутствии и требовали специального обращения и анализа всего, что они должны были есть, пить или трогать. Таким образом, аристократический быт сместился к сложным ритуалам, выражающим почтение.

Последняя, двенадцатая глава книги, посвящена тому, как изменилось восприятие чувств в течение анализируемого периода. Комментарии автора о размытии идей о чувствах среди приходских священников и прихожан подчеркивают, что строгое деление их на элитные и «популярные» должно избегаться в дальнейшем.

Заключение

Итак, решающее значение для понимания жизни в прошлом имеет понимание того, как люди воспринимали окружающий их мир. Это необходимо, чтобы воссоздать и объяснить образ жизни людей того времени. Основываясь на широком спектре источников, от житий святых, коллекций чудес, литературных произведений до финансовых записей и руин зданий, книга раскрывает особенности жизни, непохожей на нашу. Это был мир, который думал иначе, в котором блеск цвета мог быть более важным, чем его оттенок, и где моральные качества могли увязываться со звуком, в то время как церковная музыка могла напоминать музыку ангелов.

Книга может быть полезна в учебном процессе для понимания мышления и логики людей того времени. Это может пролить свет на причины тех или иных поступков, событий, процессов, объяснить происхождение различных традиций и обрядов.

Данное исследование является новаторской работой, которая будет важным чтением для всех, кто исследует мир позднего Средневековья. Благодаря удивительной детализации, можно ознакомиться со списками предметов домашнего обихода. Автор рассматривает речь и черты святости наряду с чувствами, которые классическая античность передала средневековой культуре, а именно зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Автор обращается к широкому кругу вопросов, связанных с органами чувств в средние века.

Эта книга демонстрирует, что многие темы остались нетронутыми в области исследования культуры быта. Более детальное изучение быта может многое рассказать о ощущениях, жестах и чувствах в средневековом домашнем хозяйстве. Книга наполнена энтузиазмом к архивным материалам и демонстрирует междисциплинарный подход. Богато иллюстрированное и тщательно ссылочное исследование предоставляет массу материала для дальнейшего изучения чувств и быта семей с высоким статусом. Как и другие работы Вулгара, оно сочетает в себе обширный хронологический диапазон с большим количеством деталей.