Читая материал Вячеслава Майера про сибирские бани, вспомнила, как лет 10 назад тоже пыталась найти общественную баню в Усть-Куте. Нет, не отыскала. Представляете?! Сауны для богатых имелись, бассейны - тоже, а вот элементарной бани не было. Несколько раз пытались открыть такое заведение, но как-то не получалось. А если, например, человек до сих пор живёт в бамовском бараке, где нет горячей воды и у него нет личной бани? Где он моется? Так что как-то смешно радоваться цивилизации…
В первой четверти XIX века на огромных просторах Азиатской России в городах было 4-е общественных бани - две в Тобольске, одна в Омске и одна в Оренбурге.
Городские бани появлялись там, где размещались воинские части. А как содержали себя в чистоте сибиряки? Ответ один - они мылись и весьма часто в своих домовых (усадебных) банях. Эти бани, да и вся бытовая обстановка хорошо описана в воспоминаниях иностранцев - с западной стороны французов и немцев, с восточной - японцев.
Французский астроном аббат Жан Шапп д Отрош с научной целью для наблюдения за прохождением Венеры мимо Солнца в 1761-м году посетил Тобольск. Выдержки из его дневника: «Женщины вообще прекрасны в Тобольске, кожа у них очень белая, лица нежные и приятные, глаза черные, томные и всегда опущены вниз - они никогда не осмеливаются смотреть мужчинам в лицо.
Они имеют обыкновение носить цветные платки, которые искусно обматывают вокруг волос, почти всегда черных - такая внешность делает их обворожительными. Они немного подкрашиваются - как женщины, так и девушки».
«Купания, которые они принимают два раза в неделю, способствуют деформации талии: они вызывают во всех частях тела вялость и по этой причине к тридцати годам уже расплываются». «Женщины редко меняют бельё, они не знают всех тонкостей нижнего белья европейских женщин; эта небрежность в женском туалете отражается во всём их внешнем виде». «Мужчины очень ревнуют своих жен, в Тобольске и почти во всей России сами они проводят большую часть дня за выпивкой и возвращаются домой обычно пьяные».
Второй очевидец Прусский почт-директор Иоганн Людвиг Вагнер был арестован за шпионаж 25.02.1759 года в Пиллау в пользу Пруссии. Вина была доказана и ему «светила» смертная казнь через повешенье. Казнь ему заменили ссылкой в Сибирь, куда, в Енисейск, он прибыл долгой дорогой 10.01.1760 года. Он оставил «красочные описания жизни сибиряков, тунгусов, солдат, чиновников» на всех дорогах и населённых мест, вплоть до Мангазеи.
Не обошел он и бани - «Почти каждый горожанин имеет в своём доме баню. Она состоит из маленькой прихожей и комнаты, в которых находится сложенная из дикого камня печь. Эти камни так пригнаны друг к другу без извести, что сверху сходятся в круглый свод. Напротив его стоит скамейка шириной в два фута (40 см). У входа стоят два сосуда с холодной водой, в которые бросают раскалённые камни, чтобы нагреть воду.
Топят так сильно, что можно упасть в обморок. Голые ложатся на возвышение у печи и секут себя веником, так, что всё тело краснеет, как сваренный рак. Потом бежит к бочке с холодной водой и обливает себя из черпака, затем обмывает себя белым мылом и отмывает его уже тёплой водой. Зимой он выходит несколько раз поваляться в снегу и, не вытираясь, одевается». Мужья и жены поддерживают брачные отношения в банях, «поскольку купание способствует плодородию».
Вскоре Вагнер пристрастился к баням и привык к страже, ел строганину, сочинял музыку; ноты писал углём на печке, подружился с местными купцами и купчихами. Сердце своё он подарил дочери бедной вдовы, обанкротившегося купца и... «купил дочь за 6 рублей».
20.06 1773 года Указом ему была дарована свобода. Но при отъезде из Енисейска таможенники у него «конфисковали влюблённую», она не была в списках, разрешенных к вывозу товаров.
От безденежья его спасли солдаты: Вагнер разрешил за плату «показывать себя местным жителям», на этом они неплохо зарабатывали-купчихи «на разгляд» Иоганна стояли даже в очередях. Ровно через 5 лет - 25.02.1964 года Вагнер вернулся на родину.
Спасибо, что остаётесь с нами)))
А там, где вы живёте, есть общественные бани?
Нужны ли они сегодня?