На балансе практически каждого предприятия имеется имущество: здания, оборудование, нематериальные активы (лицензионные программы, фирменные наименования, товарные знаки). В процессе использования оно изнашивается. Вместе с утратой физической и моральной ценности средств организация теряет деньги, которые вложила в них при строительстве или покупке.
Чтобы возместить стоимость основных средств, которые постепенно приходят в негодность, используется экономическая техника — амортизация. Метод представляет собой ежемесячное списание части стоимости средств на производственные расходы.
В процессе амортизации списанные затраты учитываются в себестоимости выпущенных продуктов и оказанных услуг. Так предприятие сохраняет стоимость подверженных износу материальных средств в своем активе.
Какие основные средства подлежат амортизации
Согласно Статье 256 НК РФ, амортизируется имущество организации:
- Стоимостью более 100 тысяч рублей (в бухгалтерском учете — свыше 40 тысяч);
- Сроком использования свыше года;
- Изнашиваемое в процессе использования.
Не начисляется амортизация на земельные участки, книги, культурные и музейные объекты, поскольку они с течением времени не теряют своей ценности. Также не подлежит списанию стоимость товаров, материально–производственных запасов, ценных бумаг, не достроенной недвижимости.
Введенные в эксплуатацию здания, сооружения, оборудование, транспорт, принадлежащие предприятию на правах собственности или находящиеся на его балансе на правах хозяйственного ведения, амортизируются в порядке, установленном законодательством. Если основные средства не используются больше 3 месяцев, либо находятся на восстановлении сроком свыше года, начисление амортизации приостанавливается. Его можно возобновить с 1 числа месяца, следующего за месяцем ввода объекта в эксплуатацию.
Подлежат амортизации нематериальные активы компании: патенты, софт, базы данных, товарные знаки, ноу–хау. Не являются объектами интеллектуальной собственности научно–исследовательские и технологические работы, которые не привели к положительным результатам. Также не разрешается начислять амортизацию на компетентные качества служащих фирмы.
Способы начисления амортизации
В бухгалтерском учете амортизация основных средств и нематериальных активов начисляется четырьмя способами:
● Линейным
Его суть — в переносе первоначальной стоимости основных средств исходя из срока полезного использования. Применяется для амортизации равномерно изнашиваемых объектов: недвижимости, оборудования, транспорта.
● Способом уменьшаемого остатка
Используется при списании цены имущества с неравномерной отдачей в течение срока службы, к примеру, быстро устаревающей цифровой техники.
● Списание исходя из реального срока полезной эксплуатации
При применении метода остаточная цена оборудования, которое было куплено, но редко использовалось, будет практически равна первоначальной стоимости.
● Списание пропорционально объему продукции
Сумма амортизации в этом случае зависит от соотношения выпущенной продукции и планируемого объема производства на протяжении срока службы объекта. Метод удобно применять при частых простоях в производстве.
Способ амортизации устанавливается бизнесменом самостоятельно и применяется для группы основных средств со схожими свойствами. В налоговом учете можно менять методику расчета амортизации один раз в пять лет. В бухгалтерском учете следует применять выбранный способ в течение всего срока эксплуатации имущества.
Вы работаете с юридическими лицами?
Если вы бухгалтер, регистратор бизнесов, или тот, у кого есть клиенты (юридические лица), которым нужно открыть расчетный счет в банке – вы можете на этом заработать, подробнее в этой статье
#бухгалтерия #бухгалтер #работа бухгалтером #аутсорсинг #бизнес #бизнес и финансы #бухгалтерские услуги #бухгалтерия удаленно #амортизация #бухгалтерский учет