Работа в Великобритании с продюсером Джо Бойдом над третьим студийным альбомом «Fables of the Reconstruction» не принесла четвёрке R.E.M. никаких дивидендов. Ребята оказались совершенно не готовы к жизни за пределами дома, прославленный Бойд же не в полной мере воспроизвёл сильные стороны R.E.M. на плёнку. Было очевидно, что их сотрудничество не продолжится.
Сегодня вспоминаем четвёртый альбом группы, с которым коллектив наконец начал постигать коммерческие достижения. Это «Lifes Rich Pageant».
Жизнь в ранние годы R.E.M. практически ничем не отличалась от жизни многих других немейнстримных коллективов: запись альбома, концерты, выпуск альбома, ещё тонна концертов и так по кругу. 1985-й не стал исключением – вновь больше сотни выступлений в поддержку своей пластинки! И как они только с этим справлялись, уму непостижимо.
Начиная с тура в поддержку «Murmur» практически каждый значимый концерт R.E.M. не обходился без группы на разогреве. Среди них оказывались в будущем беспрекословно культовые My Bloody Valentine и The Replacements. А во время тура с «Fables of the Reconstruction» наиболее часто ребятам из Джорджии помогали 10,000 Maniacs (чья тогдашняя вокалистка Натали Мерчант была очень близкой подругой Майкла Стайпа) и Minutemen, совершенно феноменальное калифорнийское трио, оказавшее огромное влияние на становление альтернативной сцены. Не меньшее, чем R.E.M.
Думаю, что вы о них точно слышали хотя бы по одной мелодии.
Майкл Стайп лично пригласил Minutemen в совместный тур по американским городам, завершившийся финальным концертом в городе Шарлотт 13 декабря 1985 года. А через девять дней гитарист и лидер группы Minutemen Ди Бун погибает в автокатастрофе. На этом короткая история этого славного коллектива закончилась. Дальнейший бум интереса к альтернативной рок-музыке Бун уже не застал.
Доподлинно неизвестно, сколь серьёзно произошедшее могло сказаться на самих R.E.M., но наверняка оставило неприятный отпечаток. В итоге в насыщенном графике группы появилось свободное место для концерта в память Ди Буна. Это было в январе 1986-го. А уже через несколько дней R.E.M. записывают кавер на старый хит The Everly Brothers, вошедший саундтреком в картину, посвящённую жизни местной музыкальной сцены – «Athens, GA: Inside Out». Так началась новая эра в их жизни.
Как я уже сказал в начале статьи, R.E.M. предприняли ещё одну попытку найти подходящего для себя продюсера. Ребятам понравилась музыка на альбомах Джона Мелленкампа и они решили попробовать сойтись с его штатным продюсером Доном Геманом. Поначалу речь шла о пробных сессиях в родном Атенсе, но в итоге сотрудничество вылилось в полноценную работу над «Lifes Rich Pageant».
«Я думаю, они были ошеломлены процессом, в котором я работал. Я не просто записывал что-то – мне нравилось тратить время на аранжировку, накладывать наложение и компилировать вокал – весь этот процесс, который, на мой взгляд, был обычным процессом записи, они никогда раньше не проходили. Когда они увидели, что такой процесс записи ничего не отнимает, что он на самом деле добавляет еще один уровень художественного самовыражения, то вот тогда и сказали: "Давайте запишем альбом".
Дон Геман в интервью для XFM, 2011 год.
С апреля по май 1986-го коллектив с продюсером засел в Бельмонте, что в штате Индиана. Место оказалось намного более комфортным, нежели холодная британская столица. Сессии были продуктивными, а свободное время тратилось на посещение концертов и уютных кафешек. Словом, работа шла эффективно. Альбом был завершён в срок.
«Lifes Rich Pageant» – название, позаимствованное из диалога старого фильма «Выстрел в темноте» 1964 года и обозначающее местную идиому о том, что жизнь полна различных богатств. Как всегда, название подходило альбому просто идеально, ведь 1986-й обозначил окончательные перемены R.E.M. Более громкие гитары Питера Бака, более чёткие барабаны Берри и бас Майка Миллза. Самое главное – более разборчивый вокал Майкла Стайпа. Дон Геман поработал на славу. Слушать «Lifes Rich Pageant» – одно удовольствие.
«Мы хотели поработать где-нибудь в удобном и солнечном месте и записать громкую, шумную рок-пластинку».
Майк Миллз о создании «Lifes Rich Pageant», 2015 год.
И действительно, пластинка обрушивается на слушателя как гром среди ясного неба одной из самых прямолинейно рок-ориентированных песен в каталоге R.E.M. с характерным названием «Begin the Begin».
Стайп использует образ немецкого священника XVI века Мартина Лютера в качестве примера так называемого «начала начал» – формы образцового протеста против всякой коррупции. R.E.M. начали ещё более явно заявлять о своей политической позиции. Песня задаёт отличный тон альбому.
12 песен, уместившихся на 38 минут хронометража, вновь поделены на концептуальные стороны. Первая – «Dinner Side», а вторая – «Supper Side». И в каждой из них есть очевидные победы.
«These Days», «Fall on Me», «Cuyahoga» – люблю каждую из этих песен. Они исследуют те или иные проблемы с нужной долей чёткости, ранее совсем несвойственной группе. Их послания могут быть услышаны более широким кругом лиц.
Рефлексивная «The Flowers of Guatemala» полна отсылок к негативному прошлому одноимённого государства в Северной Америке. Надо ли говорить, почему речь идёт о цветах? Очень грустная баллада.
Некоторые более ранние песни R.E.M. получили новую жизнь. «I Believe» должна была выйти под другим названием на предыдущем альбоме, но в конечном итоге её переработали для нового:
I believe my shirt is wearing thin
And change is what I believe
Перемены – то, во что я верю!
A «Just a Touch» и вовсе звучала ещё на самом первом концерте ребят. То есть целых шесть лет ждала своего часа.
Мне в полной мере думается, что и малоизвестные общему кругу слушателей «What If We Give It Away?» и «Swan Swan H» относятся к лучшим песням R.E.M. А трактовку вы выберете сами, пускай автор и закладывал политическую. Неслучайно последняя даже слегка напоминает «Working Class Hero» Джона Леннона.
То ли превосходный продакшн, то ли актуальные для американцев темы, то ли бесконечные концерты сделали своё чудесное дело. «Lifes Rich Pageant» вышел 28 июля 1986 года и невероятным образом безо всяких хит-синглов и должной раскрутки (видео для «Fall on Me» вряд ли могло сильно этому помочь) дошёл до широких масс. Ведь даже «Pageantry Tour» в поддержку альбома занял гораздо меньше времени, нежели предыдущие туры.
23 января 1987 года – исторический день. Именно тогда альбом R.E.M. впервые получил золотую сертификацию за полмиллиона проданных копий! Начало было положено.
В августовском номере журнала Rolling Stone за 1986 год Энтони ДеКуртис похвалил группу, в своей рецензии назвав «Lifes Rich Pageant» блестящим и новаторским и объявив его самой привлекательной (на тот момент) записью R.E.M. Полностью согласен. Несмотря на неоднозначные трактовки текстов Стайпа и некую магию предыдущих двух записей, как раз четвёртый альбом ребят встаёт в один ряд с «Murmur» по своей гениальности. Без него не было бы никакого прорыва. Топтания на месте больше быть не могло.
Предлагаю послушать альбом в переиздании 2011 года, где на втором диске сосредоточены демо-версии, записанные в марте 1986 года в начале работы над будущей пластинкой. В наличии есть и би-сайды с вышедших синглов, а также ранняя версия «Bad Day» – сингла, который R.E.M. выпустят только в 2003 году!
Предлагаю обсудить «Lifes Rich Pageant» в комментариях. Уверен, на простых поклонников рок-музыки этот альбом R.E.M. вполне может произвести заметное впечатление. Я мало разбирал сегодня тексты в том числе и потому, что в этом нет необходимости. Оставим волю собственной фантазии.
Разговор как всегда продолжится на неделе статьёй о здешних синглах, после чего мы достанем с полки некий важный документ. Чем скорее, тем лучше.
Напоследок вновь напомню о возможности поддержать мой скромный блог денежкой. Это исключительно добровольная акция для тех, кто хочет помочь выходу новых больших статей на моём канале. Сумма стоит по умолчанию, но вы можете выбрать свою. Спасибо.
Подпишитесь на тег #карьера r.e.m. от romanist music и не пропустите выход новых материалов по теме R.E.M.