Найти тему

Правда об индийской музыке: что произойдет, если слушать ее постоянно

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Все знают, как сильно индийская музыка отличается от европейской. Но мало кто знает, что жители Древней Индии были одними из самых виртуозных музыкотерапевтов. Они-то и создали собственную музыкальную теорию, на которой держится неповторимое индийское искусство, так сильно завораживающее нас. Теория эта, кстати, описана в одном из древнейших письменных источников Индии, известном нам под названием Натья-шастра.

Основным элементом этой теории является рага. Рага - это настроение, окраска и тон произведения, а в более широком смысле - музыкально-эстетическая концепция. Каждая рага соответствует определенным эмоциям и состояниям сознания человека и может существенно изменять наше самочувствие и мироощущение.

Итак, в глобальном понимании рага — музыкально-эстетический канон, на основании которого строится крупная форма в индийской классической музыке, в узком - мелодическая композиция или мелодико-композиционная модель.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Важно, что рага имеет не только терапевтическое и эстетическое, но и этическое значение. В Древней Индии рага представляла собой ни что иное как часть ритуальной драмы. Конечная цель исполнения и прослушивания раг – духовная. Главный результат, который должен быть достигнут – это духовное единение слушателя или исполнителя с музыкой, полное восприятие ими настроений, чувств, состояний определенной раги. Такое духовное единение называют расой. Индусы считали, что для полного постижения расы нужно исполнять рагу в четко определенное время года и суток.

В настоящее время согласно саргаму (индийской системе сольфеджио) раги чаще всего классифицируют по используемым в них звукорядам. Это пентатоники, автентические лады, плагальные лады и октатоники. Теория раг тесно связана с тала - теорией построения музыкального ритма.

В индийской музыке исторически существуют две основные традиции раги: северно-индийская (тхаат) и южно-индийская (мелакарта). Эти традиции, хотя и имеют сходные черты, но различаются как по форме, так и по содержанию.

Кстати, ноты в индийской музыке называются суры (в традиции Хиндустани) или свары (в традиции Карнатака).

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Хочешь узнать больше? Подписывайся, задавай вопросы и делись своим мнением в комментариях.

Здесь вы можете узнать о том, как терапевтические смыслы несут русские народные сказки.

А здесь вы можете обратиться к современной музыке.

#музыкотерапия#индия#искусство#психология