Найти тему

Мариамна, последняя принцесса Хасмонеев

Мариамна, жена царя Ирода, и ее дети идут на казнь, Эдвард Хопли, 1868 г.
Мариамна, жена царя Ирода, и ее дети идут на казнь, Эдвард Хопли, 1868 г.

Хасмонейская принцесса Мариамна сегодня наиболее известна своим бурным и обреченным браком с Иродом Великим. Однако при жизни Мариамна сама по себе была еврейской знаменитостью.

Краткая история Хасмонеев

История о возвышении Хасмонеев хорошо известна. Семья священников (коэнов) из города Модиин возглавила восстание евреев против деспотического режима Селевкидов Антиоха IV Епифана. Согласно 1 Маккавеям, восстание было начато пожилым патриархом семьи Маттафией в 167 г. до н. э., но вскоре после этого его сын Иуда, известный как Маккаби ( «Молот»), взял на себя инициативу и возглавил евреев в борьбе, нанося грекам-селевкидам поражение за поражением.

После своего успеха в битве при Бет-Цуре в 164 г. до н . э. Иуда отбил Храм и очистил его, событие, отмечаемое как Ханука (25 Кислева – 2 Тевета ). Три года спустя (161 г. до н . э.) битва при Адассе привела к поражению полководца Никанора, угрожавшего разрушить Храм. Успех Иуды был отмечен как День Никанора (13 -е Адара) во Второй Книге Маккавеев. Однако история Хасмонеев на этом не закончилась.

Уже на следующий год армия Иуды проиграла битву при Алассе, а сам Иуда был убит (160 г. до н. э.). После этого Ионатан, младший из братьев, стал лидером и сражался с Селевкидами в 143 г. до н.э. Диодот Трифон, в то время царь империи Селевкидов, пригласил Ионатана для переговоров о мире, вероломно схватил его и вскоре убил.

Династия Симона

После его поимки (старший) брат Ионатана, Симон, стал лидером. Симон встал на сторону соперника Трифона за трон, Деметрия II, который, в свою очередь, предоставил Иудее независимость, а Симон был признан официальным правителем эллинов, иудеев и даже римлян.

Династия Симона длилась несколько поколений. После его смерти его сын Иоанн Гиркан стал первосвященником и правителем (134–104 гг. до н. э.); ему наследовал его сын Аристобул I, объявивший себя царем, однако правил всего один год (104–103 до н. э.), за ним последовал его брат Александр Яннай (103–76 до н. э.), муж знаменитой Саломеи Александры, правившей как королева после его смерти (76–67 до н. э.).

После ее смерти два сына Саломеи Александры, Гиркан II и Аристобул II, боролись за трон и обратились к римскому полководцу Помпею, чтобы он выбрал одного из них. Помпей выступил против воинственного Аристобула, поддержав более слабого Гиркана, и воспользовался случаем, чтобы вторгнуться в Иудею, завоевав Иерусалим в 63 г. до н . э. и сделав его римской провинцией.

Знакомство с семьей Иродиадов

У Гиркана II был советник по имени Антипатр, чей отец, Антипа, был идумеянином, обращенным в иудаизм, который служил полководцем Идумеи при Александре Яннае. Антипатр был проницательным политиком, и во время битвы между Юлием Цезарем и Помпеем он поддержал Цезаря, который победил Помпея, и Цезарь наградил Антипатра, назначив его регентом (эпитропосом) Иудеи в 47 г. до н.э. В результате род Антипатра стал более могущественным, чем род Хасмонеев. Антипатр назначил своего сына Фазаила правителем Иудеи, а своего сына Ирода правителем Галилеи.

Ирод и Мариам: Слияние семей

Ирод был особенно одаренным военачальником и политиком, и его власть быстро росла. В 42 г. до н. э., чтобы укрепить свое положение, Ирод, к чьему идумейскому происхождению многие евреи относились с подозрением, решил укрепить свою легитимность, женившись на члене семьи Хасмонеев. Он уже был женат на еврейке по имени Дорис, но в качестве второй жены он выбрал Мариамну (греческая форма еврейского имени Мириам/מִרְיָם, иногда пишется как Мариамма), которая была дочерью Александра, старшего сына Аристобула II, и Александры, дочери Гиркана. Другими словами, Мариамна могла претендовать на происхождение от Хасмонеев как по материнской, так и по отцовской линии. Помолвка состоялась, когда Мариамне было около двенадцати лет; Ироду было около тридцати двух лет.

В 40 г. до н . э. Иудея была ненадолго отвоевана у римлян Антигоном, сыном Аристобула II, при поддержке парфян, правивших в то время Персией. Ирод, занявший место своего отца в качестве регента и объявленный Римом законным царем Иудеи (rex) (Фазаил уже погиб в войне к этому моменту), отвоевал Иудею от имени Рима, захватив Иерусалим в 37 г. до н. э.; Затем он передал Антигона римлянам для казни.

В разгар осады Иерусалима Ирод сделал перерыв, чтобы жениться на своей невесте, Мариамне, которой было уже семнадцать лет. В браке родилось пятеро детей, некоторые из которых выжили и стали членами-основателями семьи Хасмонеев-Иродиадов, которые правили Иудеей как цари-клиенты Рима до 70 г. н.э.

Убийство брата Мариамны Аристобула

Отношения Ирода с семьей Мариам никогда не были, мягко говоря, дружескими. Был ли он параноиком, или расчетливым, или и тем, и другим, Ирод приступил к устранению членов семьи Хасмонеев, которых он считал прямой угрозой своему неоспоримому правлению.

Первым членом ее семьи, ставшим жертвой Ирода, был брат Мариамны Аристобул, которого ученые называют Аристобулом III, широко известный своей красотой; настолько, что Ирод отказался от просьбы Марка Антония встретиться с ним, так как опасался, что Антоний будет использовать мальчика в сексуальных целях. Их мать, Александра, попросила Марка Антония и Клеопатру оказать давление на Ирода, чтобы тот сделал Аристобула первосвященником. Мариам также умоляла мужа назначить на эту должность ее брата, и, в конце концов, Ирод уступил.

Однако вскоре после своего вступления в должность Аристобул утонул на вечеринке после Суккота в доме Александры за пределами Иерихона в возрасте семнадцати лет. По словам Иосифа Флавия, Ирод приказал нескольким молодым людям притвориться, что они дружат с ним, а затем утопить его, пока они плыли вместе; конечно, Александра (и Мариамна) считали, что виноват Ирод.

Испытание Ирода и запасной план

Разгневанная и подавленная смертью сына, Александра написала Клеопатре, умоляя ее вмешаться и привлечь Ирода к ответственности за убийство ее сына. Клеопатра сообщила Антонию о просьбе Александры, и Антоний вызвал к себе Ирода, чтобы тот мог защитить себя от обвинений Александры. Зная, что его встреча с Антонием может закончиться его собственной казнью, Ирод оставил Мариамну на попечение своего дяди Иосифа и поручил Иосифу убить Мариамну, если он будет казнен Антонием. Как описывает Иосиф Флавий:

Теперь же Иосиф, управляя делами царства и по этой причине неоднократно встречаясь с Мариамной по общественным делам или из-за уважения, которое он должен был оказывать ей как царице, неоднократно впадал в разговоры о привязанности Ирода и великой любви к ней. И когда по женской моде она и тем более Александра притворялись, что не верят его заявлениям, Иосиф в чрезмерном рвении раскрыть чувства царя дошел до того, что говорил о данных ему наставлениях, предлагая им как доказательство тот факт, что Ирод не мог жить без нее, и, если бы его постигла злобная участь, он даже не был бы отделен от нее смертью (Древн . 15: 67–72).

Мариамна рассматривала наставления Ирода Иосифу не как комплименты, а как доказательство того, что ее муж был злым и невменяемым.

Мариам обвиняют в прелюбодеянии

Вскоре после этого в Иудее распространился ложный слух о том, что Ирод был убит Марком Антонием, что побудило Александру и Мариамну подготовиться к бегству к командующему римским легионом, стоявшим лагерем в Иудее. Когда Ирод вернулся, став ближе к Антонию, чем когда-либо, он узнал от своей сестры Саломеи о планах Мариамны бежать. Саломея была женой своего дяди Иосифа и, ненавидя их обоих, обвинила их в том, что они завели роман в отсутствие Ирода:

Она говорила это потому, что долгое время ненавидела Мариамну, которая проявляла гордый дух в их спорах и упрекала семью Саломеи в низком происхождении (Древн. 15:81).

Иосиф Флавий продолжает, описывая реакцию Ирода:

Ирод, всегда испытывавший горячую любовь к Мариамне, тотчас же сильно смутился и едва мог выносить свою ревность, но все это время достаточно владел собой, чтобы не сделать ничего опрометчивого из-за своей любви. Но, подстрекаемый сильными эмоциями и ревностью, он наедине расспросил Мариам о ее отношениях с Иосифом. Так как она под присягой все отрицала и в свое оправдание говорила все, что могла сказать женщина, не провинившаяся ни в чем, король мало-помалу поддался на уговоры и преодолел свой гнев, и, одолеваемый любовью к жене, он действительно извинился за то, что, казалось, поверил тому, что услышал… В конце концов, как это обычно бывает у влюбленных, они с большой силой бросились друг к другу и обняли друг друга (Древн . 15:82–84).

Хотя мы не можем быть уверены, действительно ли Ирод и Мариамна действительно разделяли, по крайней мере, время от времени, любовные отношения, Иосиф Флавий предполагает, что Мариамна пыталась сопротивляться жестокому характеру Ирода, противостоя ему в его преступлениях. Таким образом, только что, пережив гнев своего мужа, Мариамна снова воспламенила его гнев, упрекая его за план, который он составил с Иосифом, говоря:

Это не был поступок любящего человека, приказать, чтобы, если что-нибудь серьезное случится с ним от рук Антония, я тоже была казнена, хотя ни в чем не виновна (Древн . 15:85).

Этот комментарий снова вывел Ирода из себя, что привело к ужасным последствиям:

Когда прозвучали эти слова, царь сильно возмутился и тотчас же выпустил ее из объятий, плача и рвя на себе волосы, и говоря, что теперь у него есть ясное и убедительное доказательство сексуальной близости Иосифа с ней, ибо тот не открыл бы того, о чем было сказано в частном порядке, если бы между ними не было полного доверия (Древн . 15:86–87).

В этот момент Ирод не казнил Мариамну, но казнил своего дядю Иосифа, а свекровь Александру посадил в тюрьму.

Ирод, призванный Октавианом: Вторая большая битва

Вскоре после этого Ирод отправился на встречу с Октавианом Цезарем (позже известным как Август) после поражения Антония в битве при Акциуме в 31 г. до н.э. Снова Ирод решил отдать Мариамну под бдительное наблюдение своего брата Ферора. Зная, что Мариамна и его сестра Саломея не в ладах друг с другом, Ирод оставил свою мать и сестру в Масаде, а Мариамну и ее мать держали в его крепости в Александрии. Далее Ирод приказал двум охранникам Александрийской крепости, Иосифу и Сомусу, следить за женщинами и, как он ранее приказал своему дяде Иосифу, убить их, если Ирод будет казнен.

Правильно подозревая, что Ирод снова оставил те же приказы, Мариамна и ее мать сблизились с Сомусом, и он в конце концов рассказал им план. Иосиф Флавий предполагает, что Сомус был частично мотивирован тем фактом, что большинство людей, включая Ирода, верили, что Октавиан убьет его за поддержку Антония, и что Хасмонеи вернутся к власти, но этому не суждено было случиться.

Ирод вернулся домой в ликующем настроении после своего успешного путешествия, но Мариамна, которая надеялась, что он не переживет путешествие, ясно выразила свое разочарование:

[Я] также не могла скрывать свои чувства. Вместо этого, из-за своего неуважения [к нему] и превосходства своего происхождения, она громко застонала от его объятий и ясно дала понять, что больше недовольна, чем довольна его сообщениями, так что это было не просто подозрение, а очевидный факт (ее неприязни), который сильно обеспокоил Ирода (Древн . 15:210–211).

Эта встреча вызвала у Ирода вихрь ненависти и страсти по отношению к его жене. Как описывает это Иосиф Флавий:

Чем больше он считал себя все более успешным во внешних делах, тем больше он терпел неудачу во внутренних делах, особенно в своем браке, в котором он раньше казался таким удачливым. Ибо любовь, которую он испытывал к Мариамме, была не менее сильной, чем любовь, справедливо воспетая в истории (Древн . 15:218).

В этот момент Иосиф Флавий обвиняет Мариам:

Что до нее, то она была во многом благоразумна и верна ему, но в ее натуре было что-то одновременно женственное и жестокое, и она сполна воспользовалась его рабством страсти. Так как она не учла, что она подвластна царю, а он ее господин, как это было бы прилично при данных обстоятельствах, она часто обращалась с ним с высокомерием. Он, со своей стороны, притворялся, что относится к этому легкомысленно и переносил это с самообладанием и терпением (Древн . 15:219).

По-видимому, патриархальное и несколько женоненавистническое отношение Иосифа Флавия ослепило его от принятия реальности, что Мариамна, возможно, не чувствовала любви к тому, кто угрожал убить ее каждый раз, когда он уезжал из Иерусалима, и кто убил ее брата и деда.

Любовное зелье

В конце концов, после очередного путешествия Ирод и Мариамна снова поссорились, и именно тогда «разразилась буря»:

Однажды в полдень король лег отдохнуть и из-за большой любви, которую всегда питал к ней, позвал Мариамну. И вот она пришла, но не легла (с ним), несмотря на его уговоры. Вместо этого она выразила ему презрение и горько упрекнула его за то, что он убил и ее [деда] отца (Гиркана) и ее брата (Древн . 15 :222).

Видя бушующую внутри него внутреннюю борьбу, Саломея, сестра Ирода, поручила царскому виночерпию сказать Ироду, что Мариамна пыталась заставить его приготовить приворотное зелье для Ирода. Саломея хотела, чтобы Ирод сделал вывод, что Мариамна действительно пыталась его отравить.

Затем Ирод пытал евнуха Мариамны, который утверждал, что, хотя он ничего не знал о верности Мариамны Ироду, он знал, что Мариамна узнала, что Сомусу было приказано убить ее, если Ирод будет казнен. Затем Ирод казнил Сомуса и предал Мариамну суду якобы за попытку отравления, где она была признана виновной и приговорена к казни в возрасте около двадцати восьми лет.

Преданный своей матерью

Опасаясь, что ее судьба будет такой же, как у Мариамны, мать Мариамны Александра встала на сторону Ирода, публично заявив, что ее дочь обидела своего мужа, что она злая и заслуживает своего наказания. Она даже схватила Мариам за волосы в рамках этого спектакля, заслужив упрек публики. Это сильно контрастировало с поведением самой Мариам:

Она не произнесла ни единого слова и не выказала смущения, наблюдая за отвратительным поведением своей матери, но в величии своего духа она ясно дала понять, что действительно сильно огорчена своим оскорблением в таком явно позорном спектакле. По крайней мере, сама Мариам шла на смерть с совершенно спокойным видом и без изменения цвета лица, и поэтому даже в свои последние минуты она очень ясно давала понять тем, кто смотрел, свое благородное происхождение (Древн . 15: 234–236 ).

Последние размышления Иосифа Флавия о ее смерти неоднозначны, что отражает его менее чем лестное отношение к женщинам:

Так умерла Мариамма, женщина, непревзойденная в воздержании и величии души, но лишенная рассудительности и слишком сварливая по натуре. Но красотой тела и достоинством осанки в присутствии других она превосходила своих современниц больше, чем можно сказать (Древн . 15:237).

Иосиф Флавий, кажется, даже считает Мариам частично ответственной за ее собственное падение:

И в этом была главная причина ее неспособности угодить царю и жить с ним в согласии. За то, что он постоянно ухаживал за ней из-за его любви и не ожидала от него жестокого обращения, она сохраняла чрезмерную свободу слова. А так как она тоже была огорчена тем, что случилось с ее родственниками, то сочла нужным рассказать Ироду обо всех своих чувствах и, наконец, сумела навлечь на себя вражду матери и сестры царя, а также и его самого, хотя он был единственным человек, от которого она ошибочно ожидала, что он не принесет ей никакого вреда (Древн . 15: 238–239).

Тем не менее, справедливо будет сказать, что оба пересказа Иосифом Флавием жизни Мариамны представляют ее как красивую и решительную женщину, ставшую жертвой ревнивой паранойи Ирода.

Эмоциональный коллапс Ирода

Казнь Мариамны не положила конец одержимости ею Ирода. Как рассказывает Иосиф Флавий:

[После] того, как от нее избавились, желание короля к ней разгорелось еще сильнее ... Ибо его любовь к ней не была ни бесстрастной, ни такой, которая возникает из фамильярности, но в самых ранних своих началах была божественным безумием, и даже со свободой сожительства это не удерживалось от роста. Но теперь более, чем когда-либо, он как бы подвергался ей, как бы божьей каре... И часто звал ее и часто произносил неприличные причитания( Древн . 15: 240–241).

Далее Иосиф Флавий описывает, как Ирод пытался отвлечься, устраивая вечеринки, но это не помогло, и он не мог функционировать. Вместо этого он «был настолько охвачен страстью, что даже приказывал своим слугам звать Мариамну, как если бы она была еще жива и могла их слышать» (Древн . 15:242). Вскоре после этого Иудею поразила моровая язва, и люди шептались, что это была божья кара за казнь Мариамны, что еще больше расстроило Ирода.

Затем Ирод отправился в путешествие по пустыне, где опасно заболел и чуть не умер. Александра попыталась вернуть себе власть, и это, по-видимому, помогло встряхнуть Ирода. Он казнил Александру вместе с другими заговорщиками и продолжил жить дальше. Несколько лет спустя он женился на дочери первосвященника по имени Симон; ее также звали Мариамна.

Мариамна в Вавилонском Талмуде

Единственное воспоминание о Мариамне, которое сохранилось в раввинистической литературе, - это пугающая природа одержимости ею Ирода, которая продолжалась после ее смерти (род. Баба Батра 3b):

Ирод был рабом дома Хасмонеев и положил глаз на одну девушку [из этого дома]. Однажды он услышал, как Бат-Кол сказал: «Каждый раб, который восстанет сейчас, добьется успеха». Он встал и убил всех домочадцев своего господина, но пощадил ту девицу.

Когда она увидела, что он хочет жениться на ней, она поднялась на крышу и закричала: «Кто придет и скажет: я из дома Хасмонеев, тот раб, так как я осталась от него, и я бросаюсь с этой крыши».

Он хранил ее тело в меду семь лет. Одни говорят, что он имел с ней половой акт, другие - что нет. По словам тех, кто говорит, что он имел с ней половой акт, причиной его бальзамирования было удовлетворение своих желаний. По словам тех, кто говорит, что он не имел с ней полового акта, причина его была в том, что люди могли бы сказать, что он женился на дочери короля.

Имя Мариам здесь никогда не упоминается; это фокусирует внимание истории на Ироде и его статусе аутсайдера. Раввины также сохраняют святость Мариамны незапятнанной, заставляя ее покончить жизнь самоубийством, чтобы избежать женитьбы на этом «рабе», предполагая, что Ирод никогда не вошел в семью Хасмонеев.

Эта талмудическая история вдохновлена ​​рассказами о страсти Ирода к Мариамне Хасмонеянке, хотя и украшена самоубийством и некрофилией. Утверждение, что Ирод сохранил тело Мариамны в меду, возможно, для сексуальных целей, предполагает, что этот отрывок основан на фольклорном мотиве, [который] использовался в качестве стандартного способа очернить королей». Иродом управляет его безумная страсть к Мариамне, которая затмевает всякое чувство нравственной пристойности.

Жизнь Мариамм: размышление

У Иосифа Флавия, как и в раввинистической литературе, жизнь Мариамны омрачена ее мужем Иродом. Более того, как последняя хасмонейская царевна перед слиянием с родом Ирода, ее трагическая судьба представляет собой судьбу некогда великого жреческого рода и отчасти самой Иудеи.

Однако можно легко забыть, кем была Мариам как личность. И Иосиф Флавий, и Талмуд представляют Мариамму как смелую и решительную женщину, чья гордость своим наследием побудила ее противостоять одному из самых жестоких и параноидальных лидеров в еврейской истории и которая заплатила за это самую высокую цену.