Перчатки летом вам вряд ли понадобятся, а вот умение формулировать проблему в исходном тексте пригодится на ЕГЭ.
Как выделить проблему в прочитанном тексте? Давайте поэкспериментируем.
Прочитаем фрагмент текста А.А.Леонтьева.
А кто не мечтал сделать какое-нибудь великое открытие или изобрести нечто необходимое людям? Пусть это открытие касается, казалось бы, совсем незначительных вещей, например, истории одного слова и даже одного звука. Такое открытие совсем не обязательно сделает его автора знаменитым, если не считать узкого круга учёных, которые занимаются теми же проблемами. Один мой знакомый, работавший в издательстве «Наука», любил говорить учёным: «Вашу книгу ждут во всём мире...». 3десь он делал паузу, а затем прибавлял: «...одиннадцать человек». Но всё равно это — открытия.
А теперь по первому впечатлению ответим на вопрос: «Над чем я задумался?» И возьмём ответ на карандаш.
Примерный ответ может звучать так:
«Любое открытие кому-нибудь нужно, а человек, проливший на него свет, испытывает удовлетворение».
Как правило, первое впечатление о тексте работает безотказно. Его можно и нужно перефразировать в проблему. Например, так:
«Какие чувства испытывает человек, совершивший открытие?»
Это был способ намбер ван.
Прочитаем фрагмент текста, принадлежащий перу Б.М.Бим-Бада.
Позвольте напомнить известное изречение: «Где наша мудрость, потерянная в знаниях? Где наше знание, потерянное в информации?»
Высшее, чего может достичь человек, — это мудрость. Ей бы полагалось стать школьным предметом, мудрости надо учить. Точнее, к мудрости надобно приучать — как к осторожности суждений, воздержанию от недостаточно обоснованных утверждений, умению принимать во внимание множество факторов, опираясь на то, что рождено разнообразием исторического опыта. Это больше, чем знания. Это ещё и интуиция, и отвращение к самообману. Мудрый человек никогда не самонадеян: он не считает конечными полученные им результаты раздумий, он допускает их ошибочность, сопоставляя их с прямо противоположными утверждениями и находя пробелы в том, что казалось бесспорным.
Мудрость нуждается в знаниях, но не сводится к ним.
Какое слово часто встречается в данном отрывке? Абсолютно верно. Вот вокруг слова «мудрость» мы и будем крутиться, формулируя проблему.
Чур, не говорить: «Автор поднимает проблему мудрости». Почему? Потому что у мудрости проблем нет. Это тема.
В чем разница между темой и проблемой подробнее можно прочитать здесь. (А в этом тексте есть проблема?)
Проблема может звучать так:
«Являются ли знания, которыми обладает человек, мудростью?»
И да, это был второй способ выявления проблемы в тексте.
Продолжаем чтение с увлечением. Обратимся к отрывку текста И Гонцова.
Если искусство не зовёт к свету, если оно, хихикая и лукаво подмигивая, тащит человека в «приятный полумрак», если оно ядовитой кислотой иронии уничтожает незыблемые ценности, тогда возникает резонный вопрос: а нужно ли такое «искусство» обществу, достойно ли оно того, чтобы стать частью национальной культуры?
Как бы вы сформулировали наставление автора данного отрывка?
Возможно, так:
«Искусство должно развивать личность человека, звать его к свету, помогать формулировать нравственные ориентиры, иначе оно не достойно быть частью национальной культуры».
Вуаля. И перед нами авторская позиция. Оттолкнёмся от неё. Формулируем открытый вопрос (он требует подробного ответа, на такой вопрос нельзя сказать «да или нет»).
Возможная формулировка проблемы, исходя из авторской позиции, может выглядеть так: «В чем заключается назначение искусства?»
Мы освоили третий способ формулирования проблемы.
Итак, обобщаем полученное.
Как формулировать проблему в сочинении ЕГЭ?
1.Прочитать текст.
2.Ответить себе на вопрос: «Над чем я задумался (-лась), прочитав текст».
3.Выделить ключевое слово (часто встречающееся).
4.Каковы наставления автора? Это ответ. Формулируем к нему вопрос. Это проблема.
Надеюсь, эта статья была тебе полезной.