Найти в Дзене
RU – BY (Россия – Беларусь)

Как Янковский с Абдуловым курить бросали

Оглавление
О самых значимых постановках и забавных случаях из жизни театра директор «Ленкома» рассказал газете "Союзное Вече"

Марк Варшавер: Москва – лучший город на Земле

Известна «театральная байка» о том, как на таможне, по возвращении театра «Ленком» из Германии с гастролей, одного известного артиста спросили: «У вас марки есть?» А он ответил: «Да. Есть два Марка – Марк Анатольевич и Марк Борисович»… Два с половиной года назад в легендарном «Ленкоме» остался только один Марк. Директор – Марк Борисович Варшавер. Надёжное и верное плечо Марка Захарова. В этом году у заслуженного деятеля искусств России, кавалера орденов «За заслуги перед Отечеством», лауреата многих театральных премий – три юбилея.

11 марта Марку Борисовичу исполнилось 75. Творческая деятельность Марка Борисовича длится около полувека. Выучился на актёра в Горьком, сыграл ведущие роли в Московском областном драмтеатре. Затем отучился в ГИТИСе на факультете экономики и организации театрального дела и в 1979 году пришёл работать в «Ленком», где начинал с администратора. Осенью театру исполнится 95.

РОЛЬ ЗА ПЯТНАДЦАТЬ МИНУТ

«Юнона и Авось» – визитная карточка театра. Премьера состоялась в 1981 году.

Четыре столпа "Юноны и Авось": композитор Алексей Рыбников, режиссёр Марк Захаров, поэт Андрей Вознесенский и актёр Николай Караченцев. Фото: ic.pics.livejournal.com
Четыре столпа "Юноны и Авось": композитор Алексей Рыбников, режиссёр Марк Захаров, поэт Андрей Вознесенский и актёр Николай Караченцев. Фото: ic.pics.livejournal.com

– В роли графа Резанова Николай Караченцов был прекрасен. У него две уникальные роли: Тиль в одноименном спектакле, где он играл с Инной Чуриковой, и Резанов в «Юноне...». Не так давно на эту роль я предложил ввести замечательного актера Игоря Миркурбанова. Едва он открыл дверь моего кабинета, я сказал ему: «Вы – граф Резанов» – «Как?» – Он повернулся, подумал, что говорю это кому-то другому. «Нет-нет, я вам, Игорь Витальевич! Через пятнадцать минут будет висеть приказ о вводе на роль. Вы назначены». Репетировал раз пять-семь всего, но как сыграл! Сумасшедшая, как у Караченцова, энергетика.

ШИКАРНЫЕ ПОДАРКИ

На первом показе спектакля в ДК закрытого Курчатовского института случайно оказался французский модельер Пьер Карден.

Пьер Карден и Марк Захаров. Фото: img-fotki.yandex.ru
Пьер Карден и Марк Захаров. Фото: img-fotki.yandex.ru

– Да, видите это фото на стене? На нем Карден между мной и Марком Анатольевичем. После первого акта «Юноны» он сказал: «Едем в Париж!» И театр отправился на 53 дня на гастроли. Поездку оформили за один месяц! И это – в советское время. Мы показали 37 спектаклей. Карден не остановился и сделал театру ещё один подарок – повёз весь «Ленком» в Нью-Йорк. Я совсем обнаглел и взял на гастроли всех народных артистов, которые не играли в спектакле, вместе с их жёнами. Получилось 120 человек. Самой дорогой была дорога, и Карден её оплатил. В самолёте нам подавали такие изысканные блюда, которых мы, советские люди, даже во сне не видели. Конечно, мы ошалели. Карден оплатил не только гостиницу, но музеи и театры дорогущие. Например, билет на Бродвей стоил официально 120 долларов. А в Нью-Йорке тогда и спекулянты были, о чем я даже не мог подумать. Ели с артистами в ресторане, и вдруг подходит девушка. На ломаном русском говорит: «Не хотите посмотреть такой-то мюзикл?» И предложила билет за двести долларов! Конечно, мы не могли себе этого позволить.

БЕЗ ПАНИКИ

Директор театра рассказал, как выжить в непростое время.

– Главное – не паниковать. Москва – лучший город мира, честно скажу. Тут не может быть нестабильности. Я объездил весь мир. Помню, в Нью-Йорке на Пятой Авеню впервые увидел киоск с мясом – 150 сортов! У нас тогда даже кости были в дефиците. А когда в советские времена я приезжал в Париж, шёл на запах кофе. Я все думал тогда: «Почему же у нас не так? Неужели не можем жить так же?» А сегодня все – не хуже, а во многом – лучше, и это здорово! А этот непростой период мы переживём, я уверен!

ВСЕГО РАЗ ЗАТЯНУЛСЯ

В «Хоакине» блистал великолепный Александр Абдулов. Благодаря его проделкам Варшавер бросил курить.

Актер – руководителю:  «Пора завязывать с никотином!»
Актер – руководителю: «Пора завязывать с никотином!»

– Помню один случай – мне тогда было 50 лет и я работал заместителем директора театра. Входит Абдулов ко мне в кабинет, глаза горят: «Марк Борисович! Давайте бросать курить!» Я ответил: «С большим удовольствием. Как вам пришло это в голову?» – «Мне подарили антиникотиновые пластыри. Крепишь такой на руку, и уже завтра курить не хочется». И Абдулов снабдил меня ими. Следом в кабинет заходит Янковский – Олег тоже курил, затем – Джигарханян. Все тоже получили по пачке. Проходит два часа, и кто-то мне докладывает: «В туалете Янковский с Абдуловым курят!» Говорю: «Попросите, пожалуйста, зайти ко мне». Заходят. Говорю им: «Как же так? Вы же меня «втравили» в это дело, я уже два с половиной часа не курю. И не буду!» Абдулов в ответ: «Марк Борисович, я только один раз затянулся». Янковский: «А я перешёл на трубку». В итоге из нашей компании больше не курили два человека – я и Армен Борисович.

КАЖДОМУ – ПО КВАРТИРЕ

– Говорят, что в «Ленкоме» у артистов и персонала жизнь – малина. Так ли это?

– Стоимость комплексного обеда до последних двух месяцев была 150 рублей. Теперь – триста. Утром в буфете дают бесплатную кашу, три вида, на выбор, на молоке и масле. У нас в театре есть и оздоровительный комплекс – мы построили его внизу вместо бомбоубежища. Недавно нас поругали за это: оказывается, бомбоубежище должно таковым оставаться. Но я не мог допустить, чтобы помещение пустовало, и уже 20 лет там находится сауна, тренажёры. Ещё актёры прикреплены к одной из лучших в Москве поликлиник – поликлинике Минэкономразвития. Там лечатся 135 человек. Построил дачу (показывает альбом с фото). Посмотрите, с одной стороны фотография полуразвалившейся избы, с другой – современного комфортабельного коттеджа со всем техническим оснащением. Практически за копейки там круглый год живут работники театра. На строительство ушло восемьдесят миллионов рублей внебюджетных денег. Сами заработали.

Два Марка были почти  всегда вместе...
Два Марка были почти всегда вместе...

– И квартиры даёте артистам?

– Да, 82 квартиры получили артисты от театра. Но это было во времена Лужкова – тогда Юрий Михайлович помогал. Время было немножко другое, и мы просили у него жилье. Он выделил место под строительство двух домов. В этих домах живут, например, наши артисты Антон Шагин, Татьяна Кравченко.

– Что заставляет вас создавать такие условия для жизни людей в театре?

– Стимул – это человек театра. Я не ставлю себе цель, чтобы про меня сказали: какой Марк Варшавер хороший! Я здесь для того, чтобы помогать людям. Это моя обязанность.

Евгения Заболотских

Фото: пресс-служба «Ленкома», Александр ЩЕРБАК/ТАСС

© "Союзное Вече", № 14

Вам по нраву материал — подпишись на наш канал
Чтоб и дальше было так — не забудь поставить знак 👍