У этого автобуса были и другие прозвища, как например: «тихоход», «лупоглазый» и другие, но общая направленность, мне кажется, ясна до самой сути. И всё же – это был основной городской автобус во всех крупных городах СССР вплоть до самого его развала. Тут под «развалом» подразумевается распад СССР, развал каждого конкретного автобуса произошёл чуть-чуть попозже. Хотя, конечно же, в СССР ещё были ЛАЗы (Львовский автобусный завод), ПАЗы – завод в Павлово-на-Оке, «КавЗики», уже не говоря про венгерские «Икарусы», но каждый из них занимал свою строго определённую Госплан нишу на автобусном «рынке» СССР.
Небольшие личные воспоминания
На самом деле – их очень много! Буквально с конца 1960-х, когда там ещё были кондукторы. Потом стали продавать заранее талоны, которые в салоне автобуса надо было «компостировать» в специально для этого предназначенных «компостерах». Я как-то ехал в таком автобусе, а вместе со мною ехали с тренировки тяжёлоатлеты (штангисты, если по-простому). Так получилось, что они стояли как раз в окрестностях «компостера», соответственно, другие пассажиры передавали им свои талоны, чтобы те их талоны прокомпостировали. И вроде бы, по-началу ничто не предвещало беды, но в какой-то момент повторяемость движений по компомтированию талонов штангистов начала как-то заводить и веселить – напоминало что-то очень личное! Как результат – они стали вкладывать в процесс «компостирования» всё большие усилия, при этом соревнуясь друг с другом. Аппарат компостирования уже висел на сильно разогнувшемся кронштейне, а почти все спортсмены гоготали, когда их тяжеловес, не участвовавший во всём этом шоу, коротко сказал: «Хорош!», и одним ударом отправил «компостер» на пол автобуса.
Дальнейшая поездка прошла спокойно и в полной тишине. Вновь входящие пассажиры сэкономили свои талоны.
Потом появились «автоматические кассы», в которые надо было бросать деньги и самому откручивать билеты. Но вот уж с этой темой столько связано историй, что впору писать диссер по социопсихологии позднего СССР!
Некоторые технические характеристики ЛиАЗ-677
Совсем не собирался здесь делать конструкторский анализ данной модели городского автобуса. Соответственно, передо мною встал выбор – какие же параметры этой машины наиболее повлияли на её мною (и всем народом СССР) восприятие?
Всё же начну с небольших технических особенностей. Сердце любой машины – это движок! Как говорил когда-то великий конструктор авиадвигателей: с хорошим двигателем и забор полетит. Конечно же, он был только отчасти, хоть и прав – ну, полетит забор, но вот насколько далеко и высоко, сколько боевой нагрузки возьмёт с собой «забор» - всё это решают другие люди, которые проектируют и конструируют тот самый «забор»!
А двигатель Лунохода был от ЗИЛ-130, который сам был почти копией лендлизовского «Студебеккер». Мощность – 152 л.с при 8-ми цилиндрах и расходе топлива 35-50 литров на 100 км пробега…Скорее – прохода…
Наиболее важная характеристика, мне кажется, для простого человека – это пассажировместимость! Сидений (так называемых «сидячих мест») в салоне там было всего-то 25, зато всех остальных по проекту – 110, исходя из расчёта 8 (Восемь) стоящих пассажиров на один квадратный метр пола автобуса.
Небольшое отступление
Чтобы было понятно, что такое 1 (Один) квадратный метр – это примерно площадь поверхности вашей стиральной машинки! Вот и представьте, как вы всей семьёй (с бабушками и дедушками) ввосьмером стоите (крепко обнявшись) на своем сильно трясущемся одном квадратном метре целый час… А в Луноходе вот так стояли, бывало и часами, люди, совсем друг другу родственниками не являвшиеся. На самом деле – автобусов не хватало, в часы пик число стоящих пассажиров доходило до 150.
Возвращаясь к ТТХ
Завленная максимальная скорость ЛиАЗ-677 - это всего лишь 70 км/ч. В реальности они никогда не передвигались быстрее 40 км/ч, отчего и получили своё полностью заслуженное прозвище «луноход». А что бы вы хотели? При мощности двигателя 150 л.с. (понятно, что есть ещё «крутящий момент») пытаться передвигать массу порялка 20 тн, да ещё и иногда в подъём…Но ведь это – происходило! Хотя и иногда (я лично участвовал) всему мужскому экипажу «лунохода» приходилось выходить и толкать «луноход» в горку. Но – это только в слякоть или гололёд!
В качестве заключения - мнение водителя «Лунохода» в течение 10 лет
Один человек, чьим суждениям по данному вопросу я абсолютно доверяю, говорил, что – это отличная была машина! Больше всего ему нравилась автоматическая коробка передач, а также то, что на месте водителя всегда было тепло. А то, что они часто ломались, так это потому – ездили с постоянным перегрузом