Найти тему

Стойкий оловянный солдатик или маленькая разбойница?

Однажды ко мне обратилась мама ученицы 7 класса, милой улыбчивой Анечки, с просьбой помочь с оценками по русскому. Открыв помятую школьную тетрадь девочки, я ужаснулась: то, что она писала, невозможно было прочитать. Совсем. Аня сама очень переживала из-за почерка и из-за ошибок. Я была озадачена, потому что заниматься каллиграфией прекрасно умеют учителя начальных классов, но никак не филологи.

Но надо было с чего-то начинать. На занятиях мы садились вместе за парту, я объясняла правила и просила: «Не торопись, пиши с удовольствием». Девочка делала упражнения, и не поверите, с каждым днём выводимые ею буквы становились ровнее и понятнее, а ошибки через полгода и вовсе испарились из ее тетрадок, словно под гипнозом.

Я сама была удивлена не меньше ученицы и ее мамы.

По моим наблюдениям, Аня относится к категории детей, которых я называю «Маленькая разбойница» (из сказки Андерсена «Снежная королева»), ей в огромных дозах нужны забота и внимание наставника, учителя. Мама ее много работала, они мало виделись и не разговаривали по душам, поэтому доверительная обстановка и доброжелательное отношение – это то, чего ребёнку такого типа остро не хватает в повседневной жизни. Внимание и участие сотворили настоящее чудо.

 

Не скажу, что все дети такие. Например, два года назад я помогала готовиться к ЕГЭ Даниилу. Он уже привык, что с русским у него все плохо, что учителя его постоянно ругают, и ничего хорошего от наших занятий, где мы с ним будем один на один, не ждал. 

Мама настаивала на индивидуальных занятиях, потому что проблем у него было действительно много. Но каждое занятие для нас обоих превращалось в пытку: он с трудом выслушивал правила, очень долго выполнял письменные задания, пытался отвлекать меня рассказами из жизни своего класса. Одним словом, тянул время в надежде скорей убежать с урока.

И вот как-то надо было ему срочно отработать важную тему, я пригласила его позаниматься в группе. И ребенок преобразился! Дисциплина, четко выполненные задания, скорость выполнения – я не узнавала Даниила. Он сделал чуть ли не в два раза больше, чем на индивидуальном занятии. Надо ли говорить, что он тут же ко всеобщему удовольствию был переведён в группу.

 

-2

Почему так получилось? Даниил – типичный представитель, как я называю, «Оловянных солдатиков» (персонаж из сказки Андерсена, который жил в одной коробке с 25 такими оловянными собратьями).Ему некомфортно лицом к лицу работать с учителем и одному держать оборону от внимания и контроля педагога. Хотите верьте, хотите нет. Они, спрятавшись за спинами других, тихо будут работать в группе, наблюдая за всеми и делая для себя выводы о причинах допущенных ими ошибок. Надо сказать, им вовсе не хочется отставать от других ребят и быть последними в выполнении заданий, они не хотят быть хуже всех, поэтому работают на уроке в хороший темпе. Им обязательно нужен социум для самореализации. 

Кто ты: Стойкий оловянный солдатик или Маленькая разбойница? Кто тебе ближе?