Часть седьмая: Шаг четвёртый.
Революция отличается от бунта тем, что её готовят. Бунт – стихия, недовольные люди начинают крушить всё подряд. Как и всякая стихия, бунт без соответствующей организации быстро выдыхается. В январе 1917 года в Петрограде бунт зрел в очередях за хлебом. Три года шла мировая война, трудности с продовольствием были у всех воюющих стран, но в России кризис вызвали бестолковые действия правительства. Особенно тяжело с продовольствием было в Петрограде. Столицу наводнили беженцы из западных губерний России. Железная дорога в первую очередь обслуживала нужды фронта, а поставки продовольствия по Балтийскому морю блокировал германский флот. В Петрограде взлетели цены на продукты. Правительство ввело на хлеб фиксированную цену, и он исчез с прилавков магазинов, зато мука была в изобилии на чёрном рынке. В стране процветала коррупция. Чиновники получали от коммерсантов «откат» за военные заказы, в то время он звался: «куртуажные деньги». В ресторанах, несмотря на «сухой закон», вино лилось рекою. Чиновники пропивали куртуажные деньги, а коммерсанты тратили барыши, полученные на военных заказах. В рабочих слободках, женщины, отработав смену в десять часов, простаивали в очередях за хлебом, и не всегда ещё могли купить его. В этих очередях зрел бунт. Эсеры, анархисты, меньшевики и большевики расшатывали ситуацию призывами к революции. Причём роль большевиков была самая незначительная, так как их партия в 1914 году единственная, выступила против вступления России в войну, за что была разгромлена. Большевики сидели в тюрьмах, были в ссылках или эмиграции. Депутат Николай Гучков, генералы Алексеев и Рузский, готовили государственный переворот.
23 февраля рабочие обозлённые дефицитом и дороговизной продуктов, объявили забастовку. Николай II находился в Ставке, которая располагалась в Могилёве. Узнав о беспорядках в Петрограде, 25 февраля он дал телеграмму командующему Петроградским военным округом генералу Хабалову: «Завтра же пресечь беспорядки». Тот приказал войскам стрелять по демонстрантам, убили множество народу, но забастовка и митинги продолжались. 27 февраля восстали полки Петроградского гарнизона, отказавшись стрелять в народ.
27 февраля императрица Александра Фёдоровна прислала мужу телеграмму, что восставшие из Петрограда хотят идти в Царское Село. Она умоляла Николая II приехать. В десять часов вечера царский поезд выехал из Могилёва. Вот тут и сказалось роковое решение Николая II возглавить Ставку, и уехать из Петрограда в Могилёв: царь утратил контроль над ситуацией в стране. Волнения были лишь в одном Петрограде, а вся Россия оставалась спокойной. Однако Николай II об этом не знал. Военные внушили ему мысль, что из-за беспорядков в стране, в Царское Село он проехать не сможет, убедили ехать в Псков. Там находился штаб Северного фронта, которым командовал генерал Рузский, участник заговора. Именно он заставил царя написать отречение от престола. Гучков и компания предполагали, что Николай II отречётся от трона в пользу малолетнего сына Алексея. Таким образом, в России будет конституционная монархия. Однако Николай II поломал их планы, написав отречение от престола и за сына. Все эти события интересно описаны в книге Евгения Горохова «Хроники кровавого века 3. Война великая». Книгу можно скачать на https://www.litres.ru/evgeniy-petrovich-gorohov/.
Николай II сделал свой последний шаг к подвалу отставного инженера Ипатьева в Екатеринбурге, где будет расстрелян. Отрёкшись от престола, царь лишил себя возможности хоть как-то влиять на события, тем самым попытаться спасти жизнь себе и своей семье.