Часть 2
Владимир болел всю весну. Кашель со свистом разрывал легкие. Мокрота мешала дышать. За день скапливалась большая плошка кровавых ошметков, которые он сплевывал ежеминутно. Туберкулез тогда никто не лечил, только народными средствами и лечились, траву мать - и - мачеху заваривала ему Александра целыми чугунками. Вот и все лечение.
Вставать он не уже не мог даже по нужде. Александра сбилась с ног, бегая с полей, где начиналась посевная, до дома, где лежал беспомощный муж и куча голодных ребятишек.
Да еще и оказалось, что она на сносях, вся в заботах, заметила она это, только когда ребенок зашевелился. Еще тяжелее стало работать в поле, и домашнюю работу выполнять и женскую и мужскую, за больного мужа. Но ни разу не попрекнула она мужа за немощность, жалела его и любила, понимала, что долго он не протянет, и останется она совсем одна. Он был ее опорой все предыдущие годы, не пил, как остальные мужики беспробудно, не ругался, делал всю тяжелую работу, берег и любил свою Александру.
Дуся, которой исполнилось уже три годика, целый день возилась возле отца. Он гладил ее кудрявую головенку и улыбался. Он любил ее больше других ребятишек, которые уже подросли и проводили целый день в школе. Отличалась она от остальной детворы, была серьезная и самостоятельная, черные глазенки смотрели на всех с любовью и лаской, особенно она привязана была к отцу, с которым проводила почти весь день.
Иногда мать на целый день оставляла ее, маленькую с отцом, и она возилась с ним, и спала рядышком на подушке. Бабушка Афанаска заходила днем, доставала из печи постные щи, хлеб, приносила молочка Дусеньке, у бабки еще и коровенка была, кормила их и уходила обратно. Тяжело ей уже было ухаживать за шустрым ребенком, поэтому Дусенька сама себя развлекала целый день, но ее, видно, Бог ее оберегал, и спасал от опасностей, которые подстерегают маленького ребенка, оставленного без присмотра. Ну в угллярку залезет и перемажется в угле с ног до головы, или золу высыпет из ведра. Ну посуду вытащит из столов, и бренчит кастрюлями и тарелками целый день, там же в стол залезет да и поспит.
Так дни шли за днями, Владимиру легче не становилось. Близилось лето.
В мае умерла бабка Афанаска, первая помощница Александры. Просто не проснулась утром. Прибежав с полей днем попроведовать семейство, Александра застала голодных и неухоженных домочадцев. Значит, бабка не приходида. Заподозрив неладное, наскоро покормив мужа с дочкой, побежала в соседний дом. Двери и ставни были закрыты. Дернув посильнее хлипкую дверь и оторвав щеколду, Александра увидела мирно спящую под одеялом старую Афанаску. Но подойдя поближе, заметила, что над открытым ртом бабки вьется рой мух. Потрогав ледяные руки, все поняла, завыла и побежала за дедом Степаном, он по старости единственный оставался в совхозе, весь остальной люд был на работах в полях.
С дедом вдвоем выгнали из стайки голодную и ревущую корову Белку. Думать было нечего, дети у бабки Афанаски давно разьехались по чужим краям, претендентов на живность не было и корову Александра забрала себе. Так у их многочисленного семейства появилась кормилица, благодаря которой все выжили в дальнейшие голодные и лихие годы. И еще добавилось забот бедной Александре, но это корова стала настоящим спасением для их семьи. Теперь можно отпаивать парным молочком вконец уж исхудавшего мужа да и для деток всегда кружка молока находилась. Теперь для Дуси всегда был обед на весь день. Хлеб с молоком она больше всего любила. Так Дуся и росла с Божьей помощью.
Наступил июнь 1941 года... Жизнь потихонечку налаживалась. С коровой жить стало повеселее. Дети были сыты, летом старшие не учились и вся работа по огороду была на них. Мать целый день работала на совхозныз полях, зарабатывала трудодни, а маленькая Дуся была всегда под присмотром.
И никто не ждал беды.
Продолжение следует...
Дорогие читатели, спасибо вам за ваши лайки и комментарии.
Подписывайтесь на мой канал ❤