Найти тему
Все котята Твери

Про транспортную реформу в Твери и экономику

Еще раз про транспортную реформу.

Игорю Ярославичу за шесть лет работы губернатором показать особо нечего, так что как только в интернете пытаются завести разговор о том, что он не самый плохой губернатор и вообще-то сделал много хорошего, сразу вспоминают про синие автобусы.

Если оценивать реформу только исходя из противопоставления маршруток с мигрантами в кожанках и больших автобусов с водителями в форме, то к ней нет никаких вопросов. Но синие автобусы куплены и катаются за счет бюджета Тверской области, а значит нельзя игнорировать вопрос денег. В бюджетном кодексе России не для галочки прописан принцип эффективности, по которому желаемый результат необходимо достигать с наименьшими затратами.

И в этом плане с реформой все максимально плохо.

Вот слайды презентации Минфина Тверской области об итогах внедрения модели пассажирских перевозок в 2020 и 2021 годах. Она все из той же переписки аппарата правительства.

-2

В 2021 году планировалось, что в бюджет от платы за проезд поступит 2,3 млрд руб., а поступило всего 1,2 млрд. Перевозчикам же заплатили 3,5 млрд руб. Чистый убыток 2,25 млрд руб., что в два раза больше, чем планировалось. Натурально, при расчетах ребята из правительства на миллиард ошиблись, при том, что рассчитать нужно было бюджет всего в 3,5 млрд.

К синим автобусам не может быть претензий, если сравнивать их с маршрутками. Но если говорить о реформе сквозь призму расходов на ее реализацию, возникают много вопросов.

Например, почему плата за проезд не то, что не покрывает расходы, но даже не достигает проектных значений. Даже по официальным данным пассажиропоток меньше прогнозируемого. Вполне возможно ни министерство транспорта, ни перевозчики не дорабатывают и многие жители Твери до сих пор катаются зайцами, потому не в чести платить даже за дешевый проезд. При этом низкая заинтересованность перевозчиков объяснима — они деньги из бюджета в любом случае получат. Как в том примере из Generation «П» про проституток, которые в отличии от криэйтеров заработают независимо от того, понравилось клиенту или нет. Из Минтранса никого не уволили из-за ошибки в миллиард, так что тоже все норм.

Все два года сеть маршрутов меняется по обращению жителей к губернатору, без каких либо внятных обоснований или системе. Захотелось бабушке, чтобы автобус останавливался прям у подъезда и добралась она до губернатора — все будет сделано. Так что в Твери как во времена маршруток было дублирование, так оно и остается, что естественно негативно сказывается на экономике. За два года в городе не появилось ни одного выделенного пути для автобусов, так что они как стояли в пробках, так и стоят. Два года прошло, а администрация Твери по-прежнему закупает остановки, поскольку за раз денег не хватает, а областные власти даже подумать не могут, что это и в их интересах.

За два года чиновники из бюджета области потратили 5,8 млрд руб., но не сделали ровно счетом ничего, кроме покупки автобусов, для комфорта граждан и повышения эффективности расходов. Так что не выполняют собственные планы ни по пассажиропотоку, ни по поступлению платы за проезд. Автобус по 26 руб. за билет уверенно проигрывает конкуренцию такси и личному транспорту.

Очень сомнительно, что это великолепная реформа в таком разрезе. Не надо быть великим стратегом, чтобы купить что-то хорошее по цене в два раза выше рынка. Это идиотизм. Если в «Пятерочке» будет литр «Кока-Колы» за 100 рублей и такой же литр «Кока-Колы» за 200 рублей, то покупка в два раза дороже не делает вас эффективным.

Так что ноль вопросов, синие автобусы прекрасны. Но жители Твери за них заплатили цену двух школ на 1224 жителей. И заплатят еще несколько школ.