Найти тему
Cinema Critique: всё о кино

«Казнь» — триллер о поисках маньяка в СССР, выглядящий как комикс

В российский прокат вышел режиссерский дебют модного клипмейкера Ладо Кватании, известного по ярким работам с Дельфином, Хаски и «Маслом черного тмина». Фильм рассказывает вымышленную историю поисков серийного убийцы, растянувшихся с 1978-го по 1991-й. Несмотря на напрашивающиеся параллели с финчеровским «Зодиаком», главный референс здесь — «Воспоминания об убийстве» Пон Чжун-хо. Следователь Исса (фактурнейший Нико Тавадзе — главное открытие фильма) тратит годы на неразрешимое дело, меняет напарников (Евгений Ткачук и Игорь Савочкин) задерживает и пытает подозреваемых, сбивается с пути и постепенно теряет человеческий облик.

«Казнь» выгодно отличается от недавней волны российских стриминговых сериалах о серийных убийцах (от «Чикатило» до «Хорошего человека») не только эффектным визуалом, но в первую очередь тем, что не упивается насилием и ищет истоки зла не в социальных факторах, а скорее в метафизических. Слово «зло» здесь стоит писать с большой буквы. Оно охватывает всех героев, тянет их на дно, уничтожает личность.

-2

Ценители исторической достоверности и бытового реализма будут тут в ужасе. В кадре то и дело мелькают видеокассеты с современными фильмами, технические девайсы из более поздних времен, а герои кажутся отчетливо современными. Это, с одной стороны, родовые травмы в попытке создать «кино на экспорт», с другой — явные попытки снять комикс. Уйти от реконструкции в некую фантазию, жанровую условность. Это графичное, дизайнерски красивое кино, но, увы, несмотря на свои серьезные амбиции, так и остающееся на уровне «крепкого фильма на вечер», что для нашей индустрии уже достижение.

Больше о кино - в Телеграм- канале t.me/cinemacritique