Примечание: возможны спойлеры
Люблю я такие редкие ситуации, когда ознакамливаешься с произведением, о котором совершенно ничего не знаешь, и оно тебе по итогу нравится. Подобное вызывает ощущение приключения в неизведанное, где иногда можно отыскать что-то поистине ценное. И роман действительно неплох. Депрессивный, даже слишком, но хороший. Он про жизнь беженцев в Западной Германии времён, когда в Чехословакии к власти пришли коммунисты (февраль 1948 года) и оттуда много народу бежало.
Но сначала немного о другом. В издании, которое у меня имеется, нет аннотации (что свойственно многим книгам времён СССР), но там была небольшая заметка об авторе от издательства (несколько абзацев всего лишь). Поэтому перед ознакомлением с самим произведением я решил прочитать эту заметку, чтобы иметь хотя бы общее представление о романе. Но оказалось так, что в этом небольшом кусочке текста мне описали основную мысль романа, а ещё сказали, кто выживет из героев. То есть спойлеры жутчайшие. Это забавно, но тут я сам дурак, раз решил читать дополнительные материалы, идущие после произведения.
И, собственно говоря, об этой основной мысли, которая описана в заметке. Этот роман о родине, которую покинули. В самом названии произведения цитируется по сути отрывок стихотворения "Родина" чешского поэта В. Дыка (само стихотворение фигурирует и в самом романе в лице одного из ключевых персонажей). И в этом стихотворении как раз и говорится, что: "если покинешь меня [родину], я [родина] не погибну, но погибнешь ты" [примерное отображение мысли стихотворения]. В этом и есть вся суть романа — как покинувшие родину погибают на чужбине, так как из имеющихся персонажей по сюжету выживают немногие и даже те, кто выжили, не обретают какого-либо счастья, лишь единицы, которые решили вернуться в каком-то смысле получают приемлемый конец.
Хоть это и основная мысль произведения, но она не так уж и важна. Да, и также нужно отметить, что в романе капиталистический запад отображается как что-то плохое, что не удивительно и что точно также не важно. А всё из-за того, что вся прелесть произведения заключается именно в описании этой жизни в лагерях беженцев, в судьбах людей, которые туда попали, в той действительности западных ценностей, которые привлекают, когда ты далеко от них, и которые отвращают, когда ты погружаешься в этот водоворот жизни, выстроенной на них. И всё это здесь описывается действительно хорошо, что даже сам начинаешь погружаться в это депрессивное состояние без надежды на будущее, в котором оказались персонажи книги.
Если же говорить о содержательной части книги, то сюжет здесь выстраивается не на одной постепенно разворачивающейся истории, а на истории судеб отдельных персонажей, оказавшихся в одном месте (лагерь беженцев) и в одном социальном положении (то есть в роли беженцев). Подобный подход как раз помогает проследить взгляды разных слоёв населения на случившиеся (смена политического режима в их стране и отношение к свободным капиталистическим странам) и показать однотипное отношение к ним вне зависимости от того, кто они и что из себя представляют (то есть отношение к учёному такое же как к преступнику или наоборот, так как все они просто беженцы для этого свободного мира).
По сюжету происходит следующее. Трое чехов переходят границу, чтобы попасть в Западную Германию. Естественно, они преисполнены надеждами и мечтами о свободной жизни. Один из них мечтает стать медиком, другой открыть бизнес, а третий без особых целей и стремлений отправился за товарищами. И вот они оказываются там, где хотели быть. Сначала их закрывают в тюрьме за нелегальный переход границы, затем несколько недель выуживают информацию об их родине с попыткой кого-нибудь завербовать из них, а уже после всего этого отправляют в лагерь для беженцев. Тут же перед ними открывается не самая приятная картина. Люди годами ждут документов для выезда в другие страны, условия жизни отвратительные (еда, спальное место, клопы), пособие минимальное, возможности легального заработка нет в принципе, отношение к беженцам соответствующее, воровство на всех уровнях, коррупция, кумовство, сладкие речи и отсутствие какой-либо реальной помощи от вышестоящих лиц, наплевательская медицинская помощь и отсутствие вещей первой необходимости (из-за воровства начальников). Женщинам уготована участь проституток за банку тушёнки, а единственная возможность заработка для мужчин — воровство. Депрессивная обстановка.
И дальше здесь сюжет уходит в истории персонажей. Бывший военный лётчик, который промышляет воровством, а под конец довольствуется жизнью сантехника. Семья поляков, у которых сначала сын умирает из-за аппендицита, потом дочь доживает свои последние дни в больнице (туберкулёз) в полном одиночестве из-за того, что отца её убили из завести, так как им дали разрешение на выезд в Канаду, а мать на почве всего этого загремела в психушку. Баронесса, которая долгое время рассылала письма бывшим деловым партнёрам, всё-таки под конец получает ответ от одного из них и начинает новую жизнь. Профессор, которого в лагере не долго держали, но который не смог вписаться со своими идеалами в реалии свободного мира, вернулся обратно в лагерь, но ему хотя бы под конец подсобила баронесса и он стал репетитором. Чех, который мечтал о бизнесе, попался на воровстве и единственное, что ему оставалось, это примкнуть к американской внешней разведке, что и привело его к смерти. Чех, который хотел быть медиком, ничего не добился, все его мечты пошли прахом, всякая надежда иссякла, поэтому он застрелился. Чех, который пошёл за компанию, долгое время никак не выделялся в сюжете, а потом его обманным путём завербовали в иностранный легион, откуда он сумел сбежать, и вместе с девушкой из лагеря, которая "потеряла" мужа, которую изнасиловали и которая затем стала проституткой, они всё-таки бежали обратно на родину. На этом и кончается история.
Безрадостность происходящего здесь, конечно, зашкаливает. Даже судьба этих двух персонажей, которые всё-таки смогли возвратиться, не привносит чего-либо положительного под конец романа. Да, по идеи они мирятся с тем, что на родине их ждёт наказание в виде тюремного заключения, и принимают его как должное для возвращения в родные края (также важно отметить, что они оба бежали из страны без веской на то причины, один за компанию, а другая мужа хотела отыскать, то есть их всё устраивало и они не были против своей родины), и таким образом они получают возможность на новую жизнь, но нам об этом не говорят, так как произведение обрывается на их переходе через границу. Кто знает, что там с ними сделали и дали ли им эту новую жизнь. Грустно всё здесь.
Но вот что мне действительно понравилось. Это то, как здесь показывают и развенчивают эти фантазии о том, что у соседа трава зеленее. Что все эти мечты о лучшей и свободной жизни с безграничными возможностями оказываются совсем не такими, какими их презентовала западная пропаганда. Забавно тут даже показан переход чехов через границу, когда они, не успев ещё отойти на добрую сотню метров от Чехословакии, начинают восторгаться фонарными столбами, ведь они здесь другие не то, что на родине. Вот только радость их длилась не долго. Шли-то они к мечтам, а попали в суровую реальность, где вся западная пропаганда оказалась лишь предлогом, чтобы использовать беженцев в своих целях (американская внешняя разведка, иностранный легион, лидеры группировок беженцев, которые живут лишь за счёт благотворительного финансирования, а значит им нужно всё больше и больше людей, чтобы больше средств к ним стекалось). А единственную свободу, которую они получили по итогу, — это свободно застрелиться.
Стоит также отметить, что хоть подобное и описано хорошо, но нам не показывают противоположную этой сторону жизни. Нам показывают, что подавляющее большинство этих беженцев оказываются в ужасающих условиях, а какого-либо успеха добиваются лишь единицы, не говоря уже о тех, кто хоть к каким-либо идеалам стремится. Но как оборачивается жизнь в той же самой Чехословакии? За весь роман нам лишь предоставили ностальгию о былых деньках персонажей, о том, как они скучают по родственникам, или о том, что они на родине питались лучше, чем в лагере. И это всё. То есть имеется явная критика одного порядка с отсутствием какой-либо альтернативы, где почему-то идея родины должна заменить эту самую альтернативу. Таким образом произведение превращается в эмоционально поданную антипропаганду западных идеалов и ценностей. Но, даже не смотря на это, роман всё равно хорош.
В общем, интересное произведение, но через чур депрессивное. Хотя прочитал я его с однозначным удовольствием. Можно лишь ещё отметить, что мне не сильно понравились бессмысленные описания природы или чего-то похожего, но таких моментов не много, и быстро сменяющиеся сцены в рамках одной главы, которых не так, чтобы и много, но от которых на секунду теряешься, так как читаешь сначала об одном и тут тебя сразу же на другое переключают. Но это такая не шибком серьёзная претензия, так как и в других произведениях подобное часто встречается, да и опять же на вкус и цвет.