Музей Борис Ельцина – это сериал о жизни простого уральского парня, давшего России свободу
Поднявшись на второй этаж музея первого президента, посетитель оказывается в центре сотворения нового мира, во власти ротора, который запускает круговое движение: развёрнутые по часовой стрелке дверные проёмы залов подталкивают гостей к переходу из одного помещения в другое.
Комнаты носят названия семи дней — «День первый», «День второй» и т.д. Это метафора недели Творения — и семи исторических событий в судьбе первого президента. Так, в первой комнате воссоздан зал заседаний бюро ЦК КПСС: гости могут присесть в бархатные кресла и послушать, как будущий глава государства критикует политику тогдашнего Генерального секретаря ЦК КПСС Горбачева. Далее – типичная квартира начала девяностых с хрусталем в серванте и «Лебединым озером» по телевизору. В следующем «Дне» - типичный дефицитный магазин, где на прилавке — банки с березовым соком и салатом «Дальневосточный». В музей инсталлировали большую часть настоящего троллейбуса, лобовое стекло которого стало мультимедийным экраном. В экспозицию перенесли даже настоящую баррикаду 1991 года, точно такую же мы видим на кадрах хроники тех дней. Только бочки и бетонные блоки для нее изготовили специально, чтобы вмонтировать в них колонки.
Автором идеи «Семи дней» стал российский кинорежиссер Павел Лунгин. Архитектурное бюро Ralph Appelbaum Associates, которое было одним из разработчиков концепта Ельцин Центра, поделилось интересным опытом: когда они делали президентский центр Клинтона, идею концепции подал режиссер какого-то очень известного американского сериала. И они решили попробовать повторить успех, пригласив российского режиссера.
Павел Лунгин вспоминает: «Мы много обсуждали и с Татьяной Борисовной, и с Валентином Борисовичем. Для них эти семь точек были очевидны. По наполняемости экспозиции в первую очередь исходили из того, что имели на руках. А на руках оставался президентский кабинет – реальный кабинет из 14-го корпуса Кремля. Я сказал: «Давайте сделаем его завершением экспозиции, как будто мы входим в пустой кремлевский кабинет. Мебель расставлена так, как было при нем. На кресло набрасываем пиджак, на столе – стакан дымящегося чая, как будто хозяин вышел ненадолго и сейчас придет. На экране камеры – его последнее обращение, а его самого нет».
Сегодня экспозиция «7 дней, которые изменили Россию» выглядит так:
День первый: «Мы ждем перемен!»
День второй: Августовский путч
День третий: Непопулярные меры
День четвертый: Рождение Конституции
День пятый: Голосуй или проиграешь
День шестой: Президентский марафон
День седьмой: Прощание с Кремлем
В интервью, размещенном на сайте Ельцин Центра, режиссер вспоминает: «Вот эти декорации придумал я: баррикады, пустые прилавки. Как в кино – ты входишь в обычную квартиру, а там вдруг работает телевизор, по которому бесконечно крутят балет «Лебединое озеро». Звонит телефон. Все это первая линия погружения. Если ты хочешь не только ощущений, но и фактов, там есть вторая линия (хроники, фотографии, свидетельства очевидцев – ред.). Хочешь знать еще больше – тебе расскажут больше, это уже третий уровень погружения (нормативные акты, указы, документы – ред.). Подача информации организована таким образом, чтобы события и явления выглядели объемно, чтобы на них можно было посмотреть с разных сторон. Хотите понять, как секретарь горкома партии ездил, как обычный москвич, в троллейбусе на работу – вот вам настоящий троллейбус, садитесь в него, прислушивайтесь к собственным ощущениям. Мне все это было очень интересно. Вспоминаю это время с радостью, потому что это было настоящее творчество. Как будто мы снимали фильм. Удивительное чувство радостной реализации замысла. Поэтому сюда я возвращаюсь охотнее, чем домой. Я чувствую это своим местом».
В другом интервью Павел Лунгин рассказывает, что история 90-х – это и его личная история, что он тоже был на этих баррикадах, и это был один из самых духовных моментов. Он говорит, что во время работы над экспозицией у него даже близко не было намерения только хвалить. Наоборот, хотелось максимально объективно рассказать о тяжелейших страницах нашей истории. «Штурм Белого дома, борьба вокруг Конституции, о которой сейчас не говорят, молчат, как будто ее и нет. Но она же есть!». Задача была сложной, и время было сложным, и главный герой… Но в итоге получился захватывающий сериал, который не может оставить равнодушным ни одного посетителя.
В середине второго уровня расположена круглая площадь, на ней скамейки и памятник Ельцину из бронзы в натуральную величину в стиле городской скульптуры — можно сфотографироваться, сев рядом с ним. Напротив – экран, где транслируются фотографии из архива президента.