Найти тему
Сергеев Евгений

Мёд слаще, чем кровь

Сальвадор Дали. Мёд слаще, чем кровь. 1927
Сальвадор Дали. Мёд слаще, чем кровь. 1927

Одной из первых сюрреалистических картин Сальвадора Дали является «Мёд слаще, чем кровь» (1927). Художник написал этот шедевр ещё до присоединения к группе сюрреалистов. Само название было подсказано Лидией Ногерес, которая сказала, что кровь с одежды удалить проще, чем мёд: «Не бойся, кровь ничего не замарает. Мёд слаще крови. Я есмь кровь, а все прочие женщины — мёд. В данный момент мои сыновья восстали против крови и гоняются за мёдом»[1].

Полотно косой линией поделено на две части. Первая — это сероватая суша, вторая — безбрежное голубое с редкими остатками облаков небо. В правом нижнем углу распластан мёртвый осёл со вспоротым брюхом. Хорошо просматриваются белые зубы и рёбра. Отчётливо прорисованы яички, но полового члена нет. На месте глаз — чёрные дыры. На нём пируют полчища мух. Дохлый далианский осел — это символ уходящей традиции. Насекомые указывают на начавшееся разложение. Почти в центре картины — лежащая девушка с отрубленными ступнями, головой, кистями и лужей крови рядом. Она символизирует все жертвы Первой мировой войны. Огромная прозрачная голова Гарсиа Лорки расположена прямо на линии соприкосновения тверди и неба. Мы можем увидеть напряжённые сосуды, говорящие о продолжающемся мыслительном процессе, хотя глаза закрыты. Возможно, эта голова находится в объятиях Морфея. Очень тонкая рука тянется из горшка. Её жадная кисть направлена вверх. Другая рука с красными артериями покоится поодаль, и в этом изображении соединены два символа: подпорки и онанирующей руки. Чуть далее, ближе к небосводу, острые предметы впились в землю. Их довольно много. В небе летят женская грудь, глаз и стая красных рыбок (идею летающих предметов Дали позаимствовал у Ива Танги). Сам художник в письме Гарсиа Лорке восторгался отрезанными грудями: «Есть и белый, вполне удобоваримый белый цвет с металлическим блеском. Это белизна отрезанных грудей, которые совсем не похожи на летучие. (Отрезанные груди так тихи и беззащитны, что ранят моё сердце.)»[2].

Но не всё так печально, ибо на картине Дали изобразил ростки жизни. Около небосвода произрастают несколько странных красных растений. Ближе к девушке четыре ростка. И присмотритесь к ним! На них цветы. Подобно тому, как у Достоевского в «Записках из Мёртвого дома»[3] есть жизнь, так и у Дали на картине «Мёд слаще, чем кровь» тоже есть жизнь вопреки всему и всем!

Подписывайтесь на Telegram - канал Сальвадор Дали.

[1] Дали С. Моя тайная жизнь / пер. с фр. Е. Г. Гендель. — Минск: Попурри, 2020. — С. 436.

[2] Дали С.Сюрреализм — это Я. — С. 463.

[3] «Записки из Мёртвого дома» — впечатления Фёдора Достоевского от пребывания в Омском остроге.