Одной из первых сюрреалистических картин Сальвадора Дали является «Мёд слаще, чем кровь» (1927). Художник написал этот шедевр ещё до присоединения к группе сюрреалистов. Само название было подсказано Лидией Ногерес, которая сказала, что кровь с одежды удалить проще, чем мёд: «Не бойся, кровь ничего не замарает. Мёд слаще крови. Я есмь кровь, а все прочие женщины — мёд. В данный момент мои сыновья восстали против крови и гоняются за мёдом»[1].
Полотно косой линией поделено на две части. Первая — это сероватая суша, вторая — безбрежное голубое с редкими остатками облаков небо. В правом нижнем углу распластан мёртвый осёл со вспоротым брюхом. Хорошо просматриваются белые зубы и рёбра. Отчётливо прорисованы яички, но полового члена нет. На месте глаз — чёрные дыры. На нём пируют полчища мух. Дохлый далианский осел — это символ уходящей традиции. Насекомые указывают на начавшееся разложение. Почти в центре картины — лежащая девушка с отрубленными ступнями, головой, кистями и лужей крови рядом. Она символизирует все жертвы Первой мировой войны. Огромная прозрачная голова Гарсиа Лорки расположена прямо на линии соприкосновения тверди и неба. Мы можем увидеть напряжённые сосуды, говорящие о продолжающемся мыслительном процессе, хотя глаза закрыты. Возможно, эта голова находится в объятиях Морфея. Очень тонкая рука тянется из горшка. Её жадная кисть направлена вверх. Другая рука с красными артериями покоится поодаль, и в этом изображении соединены два символа: подпорки и онанирующей руки. Чуть далее, ближе к небосводу, острые предметы впились в землю. Их довольно много. В небе летят женская грудь, глаз и стая красных рыбок (идею летающих предметов Дали позаимствовал у Ива Танги). Сам художник в письме Гарсиа Лорке восторгался отрезанными грудями: «Есть и белый, вполне удобоваримый белый цвет с металлическим блеском. Это белизна отрезанных грудей, которые совсем не похожи на летучие. (Отрезанные груди так тихи и беззащитны, что ранят моё сердце.)»[2].
Но не всё так печально, ибо на картине Дали изобразил ростки жизни. Около небосвода произрастают несколько странных красных растений. Ближе к девушке четыре ростка. И присмотритесь к ним! На них цветы. Подобно тому, как у Достоевского в «Записках из Мёртвого дома»[3] есть жизнь, так и у Дали на картине «Мёд слаще, чем кровь» тоже есть жизнь вопреки всему и всем!
Подписывайтесь на Telegram - канал Сальвадор Дали.
[1] Дали С. Моя тайная жизнь / пер. с фр. Е. Г. Гендель. — Минск: Попурри, 2020. — С. 436.
[2] Дали С.Сюрреализм — это Я. — С. 463.
[3] «Записки из Мёртвого дома» — впечатления Фёдора Достоевского от пребывания в Омском остроге.