Один их самых лучших советских фильмов о войне, в котором нет ни одного именно военного эпизода, кроме кинохроники в финале, "Белорусский вокзал", вышел на экраны страны 30 апреля 1971 г. Через несколько дней будем отмечать 51 годовщину его создания.
Это был первый самостоятельный полнометражный фильм кинорежиссера Андрея Смирнова. Перед этим он снял две короткометражки, одна из которых, "Ангел", угодила на "полку", и совместно с режиссером Борисом Яшиным фильм "Пядь земли", в котором одну из главных ролей сыграл Евгений Урбанский.
Сценарий Вадима Трунина попался Смирнову после того, как его отказались ставить Лариса Шепитько и Марк Осепьян. Сценарий был о послевоенной судьбе бывших фронтовиков, в финале герой фильма погибает в результате научного эксперимента. Смирнов с Труниным переделали сценарий, при этом образ одного из главных героев, писался в расчете на исполнение этой роли Евгением Леоновым.
Четверо бывших фронтовых друзей, воевавших в одном десантно-штурмовом батальоне, встречаются в 1970 г. на похоронах пятого, полковника Валентина Матвеева. Последний раз они встречались 26 сентября 1946 г. на дне рождения у Матвеева, почти четверть века назад. И вот новая встреча, теперь уже на похоронах друга.
А дальше эти четверо бывших неразлучных друзей, ставшие уже друг другу почти чужими, будут пытаться найти новые точки соприкосновения, по новому притираться друг к другу. Но окончательно вспомнят друг друга только в гостях у бывшей фронтовой медсестры из их батальона Раечки, куда они после многих послепохоронных мытарств пришли помянуть Матвеева.
Сюжет простейший. Четверо бывших фронтовых друзей ищут место помянуть умершего, заодно заново узнавая друг друга. Попутно предотвращая аварию на теплотрассе, избивая мерзавца, попадая в милицию. И, наконец-то, находят себе пристанище у своей бывшей фронтовой подруги. Где в финале фильма поют незатейливую фронтовую песенку своего " десятого, непромокаемого десантного батальона". Все очень просто, но почему-то вот уже более пятидесяти лет фильм считается одним из лучших советских фильмов "всех времен и народов".
А никакого секрета нет. Есть гениальный актерский ансамбль и есть гениальные в своей простоте стихи Булата Окуджавы в оркестровке еще одного гения - Альфреда Шнитке.
Это "Харламыч", командир саперной роты Виктор Харламов в исполнении крупнейшего советского актера 50-х - 60-х годов Алексея Глазырина. Актеров такого мощнейшего таланта в советском кино за всю его можно по пальцам пересчитать. Из современников равным ему можно назвать разве что Михаила Александровича Ульянова. Но оказался не сильно востребованным. В основном эпизодические роли, но очень запоминающиеся. Главная роль в кино у него была фактически одна. Несостоявшийся шедевр типа "Председателя". Мы писали о нем
"Харламыч" директор одного из московских заводов, "гражданский генерал". Зычный начальственный голос, острый взгляд, от которого подчиненные должны падать в обморок, волевой напор и безаппеляционность. Идеальный образ советского руководителя, прошедшего "и Крым, и Рим, и огонь, воду и медные трубы". Поднявший из послевоенного пепла свой завод ,и крепко держащий руль. Таким же тот же Ульянов будет через 12 лет в роли Абрикосова в "Частной жизни". Но при этом его фронтовые друзья постоянно возвращают его из начальственных эмпиреев на грешную землю, дружески над ним подшучивая.
Глазырин не доживет всего две недели до премьеры фильма, умрет в 48 лет. И будет похоронен на том же пятом участке Введенского кладбища в Москве, где снималась первая сцена фильма - похороны Матвеева и встреча друзей.
А это Анатолий Папанов в роли радиста батальона "Дубинушки", Николая Дубинского, ныне главного бухгалтера завода. После всенародной популярности симпатичного бандита Лелика из "Бриллиантовой руки" у руководства студии были большие сомнения, что зритель серьезно воспримет Папанова. Но Папанов справился блестяще.
Бывший лихой десантник, как-то потух в гражданской мирной жизни. Нету его героической натуре соответствущего выхода. Разве что культурно послать молодого и "прогрессивного" директора, который считает своего главбуха давно отставшим от жизни. Но как же он преображается, когда сильно и умело, по-десантному, дает в морду молодому наглецу. "Все как на фронте, все ясно, вот враг, вот свои и наше дело правое".
Красивый, обаятельнейший, звезда советского кино Всеволод Сафонов. Мог одинаково талантливо играть и героя летчика, и мерзкого предателя Родины. Он играет "Кирю", минера-подрывника, а ныне журналиста Алексея Кирюшина. Это совесть, объединяющее начало нашей четверки ветеранов. Не дает своим друзьям вот просто так разбежаться сразу после похорон еще на 25 лет до следующих похорон кого-нибудь из них.
А это центральная фигура фильма. "Ванька", командир разведки батальона, ныне простой слесарь - ремонтник Иван Приходько. Трунин и Смирнов писали эту роль специально на Евгения Леонова. И этот образ наиболее подробно выписан. Если "Киря" - совесть четверки, то "Ванька" ее душа, душа простого русского солдата.
Андрей Смирнов был сыном великого журналиста и человека Сергея Сергеевича Смирнова, который вернул из небытия подвиг героев Брестской крепости. С детства Смирнов видел в своем доме скромных, не очень хорошо одетых людей, которых его отец отыскивал по всей стране, добивался восстановления в отношении их справедливости. Ведь почти все оставшиеся в живых защитники Брестской крепости попали в немецкий плен, некоторые потом были признаны изменниками Родины и из немецкого лагеря в советский лагеря. И С. С. Смирнов добивался их реабилитации. Многие нуждались в лечении, в жилье, в восстановлении в партии. А самое главное в награде за свой подвиг. И все это в течение более десяти лет делал для них С. С. Смирнов.
Эти скромные, невзрачные, на первый взгляд, люди, которых видел Андрей Смирнов, были настоящими героями, совершившими великий подвиг. Вот именно таким героем и есть Иван Приходько.
Не достиг он после войны особых высот, как и миллионы других солдат, не всем же быть начальниками, кто-то должен и руками что-то делать, простой слесарь-ремонтник. Ранили его на фронте, а после войны рана дала осложнение. И пока его друзья после войны делали карьеры, он годами валялся в госпиталях. И никого из друзей он не попросил о помощи. Время было такое, всей стране тяжело.
Три сцены в фильме самые главные - разговор Приходько с женой, которая презирает его друзей, выбившихся в люди, и не помогших в трудный час Ивану. Та самая же, которая после возвращения Ивана ходила в самом нарядном платье в церковь и молилась, благодарила Бога "за Победу. за Сталина и за то, что муж остался жив." Хотя при чем тут Бог, когда благодарить надо доктора Вишневского и "Харламыча", который с обмороженными ногами вытащил раненого Ивана. Все это, как на исповеди, Иван в камере КПЗ милиции рассказывает "Кире". И еще финальная сцена встречи друзей с Раечкой.
Раечка, батальонная медсестра, всю жизнь с фронта любящая умершего Валю Матвеева. На роль Раечки студийное начальство утвердило вначале Нину Ургант, ее выбрал сам Смирнов, а затем стало заставлять снять вместо нее Инну Макарову, ссылаясь на то, что Макарова очень нравится министру культуры Фурцевой. Макарова же это знаменитая "Любка Шевцова", а кто такая ленинградская театральная актриса Нина Ургант - мещанка Олечка из "Укротительницы тигров"? Фильм был почти снят, оставалась только финальная сцена в доме у Раечки, а режиссеру навязывают другую актрису.
Тогда Смирнов написал заявление, что отказывается продолжать съемки, снимает свое имя из тиров и ушел в запой. Через три дня за ним приехали с киностудии. Ургант была оставлена. У нее получился совершенно лучезарный человек, сияние доброты и сердечности.
А главное, ей удалось исполнить ту самую, любимую, песню их "десятого, непромокаемого батальона", сочиненную Окуджавой в стиле самодеятельных фронтовых песен. Безыскусную, пафосно начинающуюся, но пробирающую насквозь так, что с героев слетает вся современная шелуха и они опять там, в том страшном времени, когда они были счастливы, когда "все понятно, вот враг, вот свои и наше дело правое".
Вот такая "волшебная сила искусства", которая из банального, простенького сюжета рождает произведение на века. И для чего все так подробно о фильме, который большинство зрителей знает от и до? А для того, чтобы освежить вашу память, прежде, чем перейти к современному римейку этого великого фильма, снятому Тиграном Кеосаяном и его многочисленной армянской семьей - "Бессмертные".
Премьера этого "римейка" состоялась в День Советской Армии и Военно-Морского Флота 23 февраля 2022 г. И главными героями фильма стали ведро коньяка и ведро черной икры от одного из криминальных авторитетов. Но об этом во второй части.
Пишите комментарии. Ставьте лайки. Подписывайтесь на наш канал.