Ещё один пост из цикла "Воспоминания". Нет, не о старпоме, который был выходцем из славных рядов нашего ВМФ. А так, в целом, просто иллюстрация о том, в каком дурдоме иногда приходилось жить и работать.
Я неохотно пишу о случаях из моей морской жизни. Когда-то, да, я писал об этом много чаще. Но вот какая штука происходила, на такие посты иногда приходила совсем уж неадекватная публика и на меня просто лавиной сходили обвинения. В чём меня только не обвиняли, но все обвинения можно свести к нескольким словам - очернительство экипажей. Вступать в бессмысленные дискуссии было выше моих сил. Нет, я сначала пытался объяснить, что всё это не из головы взято, не придумано, а реальные истории, но куда там. Поэтому было проще прекратить писать.
Не знаю, есть у ли в психиатрии специальный термин для обозначения людей, которые идеализируют ту, или иную профессию, а следовательно и представителей этой профессии. Зная о жизни и работе кого-то исключительно по литературным произведениям, очеркам в прессе, мемуарам, кинематографу, эти люди возводят в абсолют свои знания и представления. Ну, а любой рассказ, содержание которого идёт контркурсом к представлениям и уложившейся картинке, естественно, воспринимается в штыки и отрицание только потому, что - "такого быть не может, и вы всё врёте!".
Я говорил и буду говорить, что моряки, это обычные люди, не изготовлены они из какого-то особого материала. Да и изготавливали их в общем-то, весьма традиционным способом. Там, в море, всяких хватает, и рубах-парней, и эталонных жлобов. Причём, снова повторюсь, всех их хватает на всех ступенях судовых позиций.
Если человек нормален, то он будет нормален от самой первой своей позиции в судовой роли, до вершины своей карьеры. Ну, хотя всякое случается. А если уж жлоб, то всё будет точно также, просто жлобство на первой позиции не так сильно проявляется, нет полноты власти и прочего сопутствующего. Ну, а уж когда жлоб сделает карьеру, то тут всё и проявится, в полной мере. Расцветёт, так сказать, эта роза вся целиком.
Ещё раз, это всё справедливо для всех позиций. Матрос-жлоб выдвинется в боцманы, и тогда уж, ого-го, хоть мелкое, да начальство. Штурман продвинется до капитана, а то и дальше. Механик до стармеха, и при удачных раскладах, тоже дальше.
Иногда всё это, весь этот дурдом объясняют и оправдывают стилем руководства. Да, ладно, бросьте уже. Стиль руководства, это несколько иное. Объяснения стилю - мне ваша работа не нужна, мне надо, что бы все ушатались тут - нет. Это не стиль. Это амбиции. Я лично знаком с двумя капитанами с таким стилем руководства. Этот стиль и послужил поводом для разбирательств в кадрах, где им было чётко и внятно сказано - Меняйте свой стиль руководства, или нам придётся расстаться с вами. У нас большие трудности с комплектованием экипажей для вас.
Впрочем, ладно, увлёкся. К самому случаю. Не буду называть ни имя парохода, ни фамилий участников этого преформанса. Просто случай, в хронологическом порядке. Только несколько уточнений - дело происходило во времена СССР. Танкер стоял на Вьетнамской линии, Находка - порты Вьетнама, золотая линия в те времена. За пароход держались зубами, руками и другими частями тела. Кратко - это чеки ВТБ, и возможности тягать товар на продажу. Да-да, тягать товар на продажу.
Начали.
1. На одном из возвращений в Находку загремел пятый цилиндр главного двигателя. Причина, собственно, понятна, выработка втулки цилиндра - "яйцом". Подняли формуляры, глянули последние замеры втулок, которые проводились во время последней моточистки (ныне - оверхолинга), да, похоже на выработку. Почему не поменяли втулку, хотя уже замеры были близки к критическим, не понятно. Но ладно, что уже теперь. На борту есть запасная втулка, есть необходимый ЗиП. по приходу надо вызывать механиков и мотористов БТО* или ПРБ*, и менять эту втулку. Ну, и, конечно же, ставить в известность службу. В службе бы не возражали, вьетнамские рейсы были на особом контроле, и делалось всё, чтобы эти рейсы выполнялись по расписанию.
Всё просто и понятно? Угу, как же...
2. Стармеха этот стук ужасно раздражал, он чуть ли не ночевал в машине возле главного двигателя. Начались эксперименты с добавлением смазки в цилиндр, и уменьшением оборотов главного, что, в общем-то, логично. На этом стуке пришли в Находку, встали на рейд. Береговых спецов нет. Начальник рации по большому секрету рассказал, что ни радиограмм в службу, ни по телефону... в общем, в конторе ничего не знают.
3. Никакого увольнения в базовом порту для машинной команды. От стармеха приказ, снимаем выпускной клапан, снимаем крышку цилиндра, делаем обмеры втулки. Сделано, обмеряли. Да, так и есть - "яйцо". Дед (стармех), снова внимательно изучает формуляры, и новый приказ - не веря я что-то в замеры. Поэтому (внимание!), на втором цилиндре самые лучшие результаты последних замеров, значит делаем так - выпрессовываем втулку пятого цилиндра и втулку второго цилиндра. Меняем их местами. Если загремит на втором цилиндре, значит, так оно и сесть, "яйцо". В этот момент зубы у всей машинной команды треснули, потому как челюсти были очень плотно сжаты.
4. Ну, что же, делают. Начали с утра, закончили к утру следующих суток, все на ногах. Пробный запуск главного двигателя. Но, что там на якоре ты услышишь? Долго то главным не поработаешь. Тем не менее, стук есть. вот теперь точно - "яйцо".
Всем отдыхать до обеда! Но после обеда выходим, и меняем втулку на новую. Служба до сих пор в неведении, что творится на борту.
5. Выходят машинёры, благо в те времена их было ещё много, и после обеда приступают к замене втулки на втором цилиндре. Заменили, время далеко за полночь. Пустили главный, всё в норме. Всем отдыхать до утра. А утром, чтобы особо не расслаблялись, наводим порядок в машине, делаем приборку. Моем, подкрашиваем, инструмент по штатным местам. Служба ещё не знает о том, что регистровая втулка пущена в дело.
6. Ближе к вечеру танкер идёт на швартовку. Главный работает без стука и ровно. Побееедаааа!!!!!!
7. Загрузка окончена, рейс на Хонггай, Вьетнам. Во время перехода с главным всё хорошо. Диаграммы отличные.
8. Начальник рации за стаканчиком тропикана снова делится секретом - Дед сообщил в службу, что у нас загремел пятый цилиндр, и просит добро на замену втулки. Служба даёт добро на замену во время стоянки во Вьетнаме. Машинёрам как-то всё фиолетово, работа то сделана ещё в Находке. Наивные....
9. Постановка во Вьетнаме на разгрузку ожидается через три дня, пока стоим на рейде. Палубный департамент получил добро на спуск шлюпок, типа для испытаний, и умчались на пляжи многочисленных островов Хонггая.
А в машине приказ - теперь снимаем втулку со второго цилиндра (новую) и ставим её на пятый цилиндр. Ну, а с пятого, возвращаем на место, на второй цилиндр.
Зубы у машинёров в этот момент выкрошились совсем. Но сделали. При тропических температурах, но сделали. Потом снова приборка-уборка и прочее.
10. Возврат в Находку. Снова никому увольнения нет. Приём новой втулки в запас, сдача старой втулки и прочие удовольствия.
Вопрос - а эти все маневры, как -то будут оплачены? Дед в бешенстве от этого вопроса - Какая оплата? Мы это делали для себя! Для пароходства! Для страны! А вы тут... развели меркантильность. Не нравится? Списывайтесь и идите туда, где вам будут платить.
Вопрос - закрыт. Не нашлось ни одного Жана-Вальжана, раздирающего на себе тельняшку и ищущего справедливости. Я уже говорил о чрезвычайной выгодности рейсов на Вьетнам. Лучше заткнуться и промолчать, и наверстать упущенную выгоду новым поголовьем керамических слонов и ваз.
11. Снова начальник рации. Оплата таки за смену втулки есть. Но получили эти деньги только те, кто принимал самое деятельное участие в замене втулок. Догадаетесь, кто?
12. Занавес.
Вот, собственно, и вся история. Оценок не даю, сами как-нибудь.
__________________________________________________________________________________________
БТО и ПРБ - База Технического Обслуживания и ПлавРемБригада - специалистов оттуда обычно заказывали для тяжёлых и срочных ремонтных работ на борту судна. Хорошее было подспорье.
С стармехом-героем я потом пересекался несколько раз. Редчайшей души...ээээ...