Найти тему
море и пароходы

Как оно бывало

Ещё один пост из цикла "Воспоминания". Нет, не о старпоме, который был выходцем из славных рядов нашего ВМФ. А так, в целом, просто иллюстрация о том, в каком дурдоме иногда приходилось жить и работать.

Я неохотно пишу о случаях из моей морской жизни. Когда-то, да, я писал об этом много чаще. Но вот какая штука происходила, на такие посты иногда приходила совсем уж неадекватная публика и на меня просто лавиной сходили обвинения. В чём меня только не обвиняли, но все обвинения можно свести к нескольким словам - очернительство экипажей. Вступать в бессмысленные дискуссии было выше моих сил. Нет, я сначала пытался объяснить, что всё это не из головы взято, не придумано, а реальные истории, но куда там. Поэтому было проще прекратить писать.

Не знаю, есть у ли в психиатрии специальный термин для обозначения людей, которые идеализируют ту, или иную профессию, а следовательно и представителей этой профессии. Зная о жизни и работе кого-то исключительно по литературным произведениям, очеркам в прессе, мемуарам, кинематографу, эти люди возводят в абсолют свои знания и представления. Ну, а любой рассказ, содержание которого идёт контркурсом к представлениям и уложившейся картинке, естественно, воспринимается в штыки и отрицание только потому, что - "такого быть не может, и вы всё врёте!".

Я говорил и буду говорить, что моряки, это обычные люди, не изготовлены они из какого-то особого материала. Да и изготавливали их в общем-то, весьма традиционным способом. Там, в море, всяких хватает, и рубах-парней, и эталонных жлобов. Причём, снова повторюсь, всех их хватает на всех ступенях судовых позиций.

Если человек нормален, то он будет нормален от самой первой своей позиции в судовой роли, до вершины своей карьеры. Ну, хотя всякое случается. А если уж жлоб, то всё будет точно также, просто жлобство на первой позиции не так сильно проявляется, нет полноты власти и прочего сопутствующего. Ну, а уж когда жлоб сделает карьеру, то тут всё и проявится, в полной мере. Расцветёт, так сказать, эта роза вся целиком.

Ещё раз, это всё справедливо для всех позиций. Матрос-жлоб выдвинется в боцманы, и тогда уж, ого-го, хоть мелкое, да начальство. Штурман продвинется до капитана, а то и дальше. Механик до стармеха, и при удачных раскладах, тоже дальше.

Иногда всё это, весь этот дурдом объясняют и оправдывают стилем руководства. Да, ладно, бросьте уже. Стиль руководства, это несколько иное. Объяснения стилю - мне ваша работа не нужна, мне надо, что бы все ушатались тут - нет. Это не стиль. Это амбиции. Я лично знаком с двумя капитанами с таким стилем руководства. Этот стиль и послужил поводом для разбирательств в кадрах, где им было чётко и внятно сказано - Меняйте свой стиль руководства, или нам придётся расстаться с вами. У нас большие трудности с комплектованием экипажей для вас.

Впрочем, ладно, увлёкся. К самому случаю. Не буду называть ни имя парохода, ни фамилий участников этого преформанса. Просто случай, в хронологическом порядке. Только несколько уточнений - дело происходило во времена СССР. Танкер стоял на Вьетнамской линии, Находка - порты Вьетнама, золотая линия в те времена. За пароход держались зубами, руками и другими частями тела. Кратко - это чеки ВТБ, и возможности тягать товар на продажу. Да-да, тягать товар на продажу.

Начали.

1. На одном из возвращений в Находку загремел пятый цилиндр главного двигателя. Причина, собственно, понятна, выработка втулки цилиндра - "яйцом". Подняли формуляры, глянули последние замеры втулок, которые проводились во время последней моточистки (ныне - оверхолинга), да, похоже на выработку. Почему не поменяли втулку, хотя уже замеры были близки к критическим, не понятно. Но ладно, что уже теперь. На борту есть запасная втулка, есть необходимый ЗиП. по приходу надо вызывать механиков и мотористов БТО* или ПРБ*, и менять эту втулку. Ну, и, конечно же, ставить в известность службу. В службе бы не возражали, вьетнамские рейсы были на особом контроле, и делалось всё, чтобы эти рейсы выполнялись по расписанию.

Всё просто и понятно? Угу, как же...

2. Стармеха этот стук ужасно раздражал, он чуть ли не ночевал в машине возле главного двигателя. Начались эксперименты с добавлением смазки в цилиндр, и уменьшением оборотов главного, что, в общем-то, логично. На этом стуке пришли в Находку, встали на рейд. Береговых спецов нет. Начальник рации по большому секрету рассказал, что ни радиограмм в службу, ни по телефону... в общем, в конторе ничего не знают.

Исключительно для иллюстрации. Пароход не тот, друой. Тоже происходит обмер втулки первого цилиндра. Левее стоит втулка запаса. Фото их моего архива.
Исключительно для иллюстрации. Пароход не тот, друой. Тоже происходит обмер втулки первого цилиндра. Левее стоит втулка запаса. Фото их моего архива.

3. Никакого увольнения в базовом порту для машинной команды. От стармеха приказ, снимаем выпускной клапан, снимаем крышку цилиндра, делаем обмеры втулки. Сделано, обмеряли. Да, так и есть - "яйцо". Дед (стармех), снова внимательно изучает формуляры, и новый приказ - не веря я что-то в замеры. Поэтому (внимание!), на втором цилиндре самые лучшие результаты последних замеров, значит делаем так - выпрессовываем втулку пятого цилиндра и втулку второго цилиндра. Меняем их местами. Если загремит на втором цилиндре, значит, так оно и сесть, "яйцо". В этот момент зубы у всей машинной команды треснули, потому как челюсти были очень плотно сжаты.

4. Ну, что же, делают. Начали с утра, закончили к утру следующих суток, все на ногах. Пробный запуск главного двигателя. Но, что там на якоре ты услышишь? Долго то главным не поработаешь. Тем не менее, стук есть. вот теперь точно - "яйцо".

Всем отдыхать до обеда! Но после обеда выходим, и меняем втулку на новую. Служба до сих пор в неведении, что творится на борту.

Работа на цилиндре. Фото из моего архива.
Работа на цилиндре. Фото из моего архива.

5. Выходят машинёры, благо в те времена их было ещё много, и после обеда приступают к замене втулки на втором цилиндре. Заменили, время далеко за полночь. Пустили главный, всё в норме. Всем отдыхать до утра. А утром, чтобы особо не расслаблялись, наводим порядок в машине, делаем приборку. Моем, подкрашиваем, инструмент по штатным местам. Служба ещё не знает о том, что регистровая втулка пущена в дело.

6. Ближе к вечеру танкер идёт на швартовку. Главный работает без стука и ровно. Побееедаааа!!!!!!

7. Загрузка окончена, рейс на Хонггай, Вьетнам. Во время перехода с главным всё хорошо. Диаграммы отличные.

Выпускной клапан Фото из моего архива.
Выпускной клапан Фото из моего архива.

8. Начальник рации за стаканчиком тропикана снова делится секретом - Дед сообщил в службу, что у нас загремел пятый цилиндр, и просит добро на замену втулки. Служба даёт добро на замену во время стоянки во Вьетнаме. Машинёрам как-то всё фиолетово, работа то сделана ещё в Находке. Наивные....

9. Постановка во Вьетнаме на разгрузку ожидается через три дня, пока стоим на рейде. Палубный департамент получил добро на спуск шлюпок, типа для испытаний, и умчались на пляжи многочисленных островов Хонггая.

А в машине приказ - теперь снимаем втулку со второго цилиндра (новую) и ставим её на пятый цилиндр. Ну, а с пятого, возвращаем на место, на второй цилиндр.

Зубы у машинёров в этот момент выкрошились совсем. Но сделали. При тропических температурах, но сделали. Потом снова приборка-уборка и прочее.

10. Возврат в Находку. Снова никому увольнения нет. Приём новой втулки в запас, сдача старой втулки и прочие удовольствия.

Вопрос - а эти все маневры, как -то будут оплачены? Дед в бешенстве от этого вопроса - Какая оплата? Мы это делали для себя! Для пароходства! Для страны! А вы тут... развели меркантильность. Не нравится? Списывайтесь и идите туда, где вам будут платить.

Вопрос - закрыт. Не нашлось ни одного Жана-Вальжана, раздирающего на себе тельняшку и ищущего справедливости. Я уже говорил о чрезвычайной выгодности рейсов на Вьетнам. Лучше заткнуться и промолчать, и наверстать упущенную выгоду новым поголовьем керамических слонов и ваз.

11. Снова начальник рации. Оплата таки за смену втулки есть. Но получили эти деньги только те, кто принимал самое деятельное участие в замене втулок. Догадаетесь, кто?

12. Занавес.

Вот, собственно, и вся история. Оценок не даю, сами как-нибудь.

__________________________________________________________________________________________

БТО и ПРБ - База Технического Обслуживания и ПлавРемБригада - специалистов оттуда обычно заказывали для тяжёлых и срочных ремонтных работ на борту судна. Хорошее было подспорье.

С стармехом-героем я потом пересекался несколько раз. Редчайшей души...ээээ...