Всегда приятно лишний раз погрузиться во времена зрелого, развитого социализма. В небольшом рассказе Дины Рубиной "Терновник", который аутентичен для начала 80-х - он написан в 1983 году - мы проникаем в интеллигентную советскую семью, где мать-одиночка подрабатывает интеллектуальным трудом на пишущей машинке — как делают это многие героини в фильмах о жизни интеллигенции конца 1970-начала 1980-х .
Рубина использует прием описывать все происходящее через сознание детей — он вообще выигрышный, потому что дает автору некую возможность избавляться от заезженных условных клише восприятия и смотреть на привычные вроде бы вещи свежими и, я бы сказала, абсолютно инфантильными глазами.
Вот что говорит мальчик 7 лет про свое общение с мамой:
Вот что стояло между ними, как стена, что портило, корежило, отравляло ему жизнь, что отнимало у него мать, - Левая Работа.
Непонятно, откуда она бралась, эта Левая Работа, она подстерегала их, как бандит, из-за угла. Она наскакивала на их жизнь, как одноглазый пират с кривым ножом, и сразу все подчиняла себе. Кромсала этим ножом все планы: зоопарк в воскресенье, чтение "Тома Сойера" по вечерам - все, все гибло, летело к чертям, разбивалось о проклятую Левую Работу. Можно сказать, она была третьим членом их семьи, самым главным, потому что от нее зависело все: поедут ли они в июле на море, купят ли матери пальто на зиму, внесут ли вовремя взнос за квартиру. Мальчик ненавидел Левую Работу и мучительно ревновал к ней мать.
Такой же подработкой, например, занимается любовница главного героя - переводчика и преподавателя по фамилии Бузыкин - Алла в «Осеннем Марафоне» (1979).
Еще был какой-то советский детектив, в котором один персонаж скрывался от членов преступной шайки тоже в квартире вот такой одинокой женщины с пишущей машинкой, подрабатывающей по ночам, но я не могу вспомнить названиrе фильма.
Мой второй блог на Дзене - Культурные феномены
Cлушать аудиокнигу «Я становлюсь женщиной»
#культура #литература #дина рубина #1980-е #cccp #кино ссср #фильмы ссср #осенний марафон