Сегодня мы ответим на ещё один частый вопрос наших читателей: "почему же машинам для строительства тоннелей дают женские имена"?
Практически все тоннели в метро сегодня проходятся не с помощью отбойных молотков, а механизированным способом. Щиты (или ТПМК) - специальные проходческие комплексы разного диаметра, предназначенные для строительства метро/железнодорожных/автодорожных и других тоннелей закрытым способом (под землей, без вскрытия дневной поверхности). Во всём мире они носят женские имена. Традицию называть 200-тонные машины именами представительниц прекрасного пола заложил в прошлом веке Ричард Ловат, основатель всемирно известной канадской фирмы "Lovat", которая многие десятилетия производила тоннелепроходческие щиты.
Ловат решил, что все комплексы его бренда будут носить женские имена в честь покровительницы подземных работ святой Барбары. Эту традицию подхватили другие компании-производители тоннелепроходческих комплексов и вдобавок к бездушным индексам (например, S-747 или EPB-207-328-2) стали добавлять женские имена.
Современники видят в этой традиции несколько преимуществ. Во-первых, когда каждый щит носит своё уникальное имя, а работает их на объекте обычно несколько, то щиты удобнее и быстрее в рабочем порядке отличать друг друга. Даже в рабочей документации часто можно встретить обозначение щитов по именам, а не по индексам. Также здесь есть и психологический момент - метростроевцам, которые проводят долгие смены под землей, приятно, что рядом с ними незримо присутствуют лица женского пола :)
Несмотря на то, что на сегодняшний день компании "Lovat" уже не существует, её щиты продолжают работать по всему миру, в том числе несколько щитов до сих пор трудятся и в России.
ТПМК Lovat 242 RME "Клавдия" носит имя супруги бывшего начальника Мосметростроя Юрия Анатольевича Кошелева – выдающегося метростроителя, Героя Социалистического Труда, лауреата Государственной премии СССР в области техники и Заслуженного строителя РСФСР.
На сегодняшний день этот щит уже носит звание "ветерана метростроя" - проходческий комплекс за 20 лет построил уже 13 тоннелей в Москве, о чем свидетельствует количество звездочек на его оболочке.
В "Мосметрострое" развили идею дальше, и многим своим щитам присваивается новое имя при каждой новой проходке. Например, гидропригрузный ТПМК Herrenknecht S-290 успел побывать Верой, Анной, Светланой, Евой, Надеждой, Аланой, Еленой, Валерией и Мариной.
При этом ТПМК называют не случайными именами, а в честь близких родственников начальников участков или сотрудников компании.
Например, перегон от «Мичуринского проспекта» до «Озерной» Солнцевской линии длиной почти три километра построил щит «Татьяна», названный в честь сотрудницы СМУ-1 Московского метростроя. ТПМК «Арина», названный в честь дочери руководителя подрядной организации, проложил 1300 метров тоннеля между станциями «Солнцево» и «Боровское шоссе». Еще одна «папина дочка», «Анастасия», преодолела 1150 метров под землей, прорыв тоннель от камеры съезда, расположенной возле стадиона «Металлург», до станции «Лефортово» БКЛ. Назвать щит в честь 8-летней Насти решил также один из руководителей подрядной организации. Это был подарок девочке на день рождения.
Остальные же российские компании дают щиту одно имя и на всю его "жизнь". Например, один из щитов ООО "ИБТ" ТПМК Herrenknecht S-218 "Наталия" назван в честь в честь женщины-машиниста метрополитена Наталии Корниенко. Более 30 лет она водила поезда на Сокольнической линии метро. Наталья Владимировна лично присутствовала на церемонии старта первой проходки щита в Москве.
В названии второго тоннелепроходческого комплекса компании "ИБТ" - S-219 "Роза" - увековечено имя легендарной Розы Шаниной. Советский одиночный снайпер отдельного взвода снайперов-девушек 3-го Белорусского фронта, кавалер ордена Славы, она была одной из первых женщин-снайперов, удостоенных этой награды. Была известна способностью вести точную стрельбу по движущимся целям дуплетом — двумя идущими друг за другом выстрелами. На счету Розы Шаниной записано 59 подтверждённых уничтоженных солдат и офицеров противника. Участница Вильнюсской и Инстерсбургско-Кёнигсбергской операций. Несмотря на то, что Роза Шанина участвовала в боевых действиях менее года, газеты стран Антигитлеровской коалиции прозвали её «невидимым ужасом Восточной Пруссии». 28 января 1945 года Роза Шанина скончалась от ран, полученных накануне во время прикрытия тяжелораненого командира артиллерийского подразделения.
Компания "Казметрострой" выбирала имя щиту путем народного голосования:
ТПМК Hitachi был приобретен компанией "Казметрострой" в США в 2012 году. 13.08.2012 в Казани на деловом понедельнике главный инженер «Казметростроя» Владимир Жданов назвал имя нового тоннелепроходческого комплекса компании. В ходе народного голосования казанцы предложили более 70 вариантов имени новой машины. Среди оригинальных – Медведка, Шурале, Су Анасы. В итоге было выбрано имя «Ляйсан». Как рассказал Жданов, комплекс – первый свой туннель он прошел в Дорчестере, и после капитального ремонта был поставлен в Россию. Затем машина отправлена для проходки тоннелей в Москве. Первым объектом для ТПМК стал перегон от станции метро «Лесопарковая» до строящейся станции «Битцевский парк». Представители японской компании Hitachi, которая выпустила этот комплекс в 2007 году, также одобрили выбор казанских метростроевцев. В японском варианте «Ляй» близко к слову «Красавица», а «сан» - уважительное обращение к человеку. «Получается такой вот японский вариант «Мисс Красавица», - заключил главный инженер «Казметростроя».
Оригинально подошло к наименованию щитов и руководство китайской компании "CRCC", которая также принимает участке в строительстве метро в Москве. 5 щитов малого диаметра, одновременно прибывшие в Россию из Шанхая, получили имена героинь сериала "Папины дочки" - Галина, Дарья, Евгения, Мария и Полина.
Как оказалось, китайцы очень любят этот сериал.
Ещё один китайский щит-гигант ZTE DZ-777 диаметром 10,8 метров (прокладывает двухпутный тоннель сразу для двух поездов) носит гордое имя "Победа". Машина начала работу в Москве в 2020-ом - в год 75-летнего юбилея победы в Великой Отечественной войне.
На этом всё. Спасибо за внимание и проявленный интерес к теме метростроения!
Напоминаем, что если Вы хотите быть в курсе всех новостей о развитии столичной подземки - подписывайтесь на нас здесь и в других социальных сетях и мессенджерах (ссылки на главной странице канала).
#метро #строительство метро #московское метро #метрострой #тпмк #тоннель #имя #москва