Найти тему
Рязанские ведомости

Моноспектакль театра «Karlsson Haus» из Санкт-Петербурга приглашает зрителя думать над вечными вопросами и искать свои ответы

Фото предоставлено пресс-службой театра кукол
Фото предоставлено пресс-службой театра кукол

Куда уходит Любовь? И почему награда за подвиг спасения ближних – предательство? Как жить по правде? И зачем человеку Родина? Такие недетские вопросы крутятся в голове после просмотра моноспектакля в исполнении лауреата Национальной премии «Золотая маска» Михаила Шеломенцева.

Автор работы Мария Синегубкина
Автор работы Мария Синегубкина

Перед началом сидишь в зале и ждешь русскую сказку про Ваню, про старину. А свет выхватывает из темноты фигуру в комбинезоне, шлеме. И когда герой разворачивается, понимаешь: это летчик, который или потерпел крушение и остался жив, или неудачно приземлился, пережив аварию. И когда он начинает рассказывать про Ваню, вспоминаешь французского летчика и писателя Антуана де Сент-Экзюпери и его Маленького Принца… Обе сказки – вещи философские и созданы для всех, и взрослых, и маленьких, зрителей. А их главные герои одинаково верят в добро и готовы помогать ближнему.

И куклы, и декорации спектакля предельно схематичны и условны. Они – только создают необходимое пространство, в которое приглашен зритель, чтобы поразмыслить о нашей современности, людях и жизни в 21-м веке.
Да, жили-были дед и баба в русской деревне. Двух сыновей вырастили. И кошка-мурлыка у них была. И дракон был как абсолютное зло. Который больше всего на свете ЕСТЬ (!) любил. И всех пожирал. Потреблял без разбора то есть. И братьев Вани сожрал. А когда Ваню дракон сожрал тоже, то в брюхе у дракона увидел Ваня и колесо обозрения, где люди катаются, и танцующие под музыку пары, и братьев нашел тоже, они… водку пили. И даже башня, напоминающая Эйфелеву в Париже, есть. И праздничная иллюминация сверкает. И все идет своим чередом, и все развлекаются, веселятся и всем довольны. И считают себя живыми, хотя на самом деле давно мертвые…

Автор работы Ольга Джафарова
Автор работы Ольга Джафарова

Смотришь эту сказку, и приходят мысли об обществе потребления, нескончаемой череде развлечений, а как итог – смерти всего человеческого в человеке. И только Ваня напоминает братьям о доме и Родине. Русский герой без них жизни не мыслит. Вытаскивает Ваня из брюха дракона братьев и девицу-красавицу, в которую, как только увидел, так и влюбился…

Когда думаешь о предательстве братьев вместо благодарности герою за спасение, то сегодня, в Страстную пятницу, отчетливо понимаешь и христианский, жертвенный смысл сказочной истории про русского Ваню. И то, что Любовь не может жить в мире предателей: обернулась девица дивной птицей и поднялась в небо. Волки братьев съели – и Иуда после своего предательства «пошел и удавился». Я не настаиваю на этой трактовке, а делюсь впечатлениями от увиденного.
Между тем финал действа не беспросветен. Роняет дивная птица перо свое, и падает оно Ване на грудь, озаряя светом тьму кромешную брюха дракона. И потянулись птицы перелетные в отчие края. Туда, где Русь. Где Родина.

Людмила Трухина

Фото предоставлено пресс-службой театра кукол
Фото предоставлено пресс-службой театра кукол

Лауреат Национальной премии «Золотая маска» актер Михаил Шеломенцев – о себе, спектакле «Ваня» и современном театре:

–«Ваня» был мой первый моноспектакль. Он дал мне колоссальный опыт. С этим спектаклем мы побывали во многих городах, в том числе и за рубежом. Все эти годы спектакль дает мне возможность путешествовать и общаться с людьми. Сегодня я могу сказать: «Ваня» для меня – главный и любимый спектакль.

Мы не работаем в плоскости: рассказать какую-то историю, чтобы вывести мораль или чему-то научить, или изменить что-то – нет такой задачи. Главное для художников – доносить мысли. На мой взгляд, наша задача – будить в себе и в зрителе человека, в душах – человечность. Вот этим занимается искусство. Но это же нельзя назвать просвещением.
Наш спектакль – это обмен энергиями, и здорово, если возникает обратная связь. Ведь чем отличается театр от кино? Спектакль жив, а не статичен, он переменчив, сиюминутен и неуловим. Не ты в искусстве главный, а смысл того, что ты делаешь.

Зрители – это люди, которые на твоей стороне. И это очень важно. Мне интересно со зрителем, который думает, который рассуждает. Который смотрит на происходящее и видит не только форму и содержание первого плана, но и способен проводить параллели, копнуть глубже. В спектакле много таких моментов, которые, на первый взгляд, не видны.

Фото предоставлено пресс-службой театра кукол
Фото предоставлено пресс-службой театра кукол

Валерий Шадский, художественный руководитель Рязанского театра кукол:

– Театр «Karlsson Haus» частный. Он занимается искусством. Удивительный театр, который, несмотря ни на что, благодаря искусству уважаем всеми «большими» театрами. Спектакль «Ваня» – золотомасочный. Кроме того, он обладатель наград и премий самых престижных ­отечественных и зарубежных театральных фестивалей.

Друзья! Уважаемые читатели "Рязанских ведомостей"! Присоединяйтесь к нашему каналу) Подписывайтесь! Ставьте лайки!

Еще больше новостей и интересных материалов вы найдете на сайте https://rv-ryazan.ru/

Другие материалы Людмилы Трухиной вы найдете здесь.

#рязанские ведомости #рязань #кукольный театр #рязанский кукольный театр #золотая маска #театральный фестиваль #Валерий шадский #спектакль #антуан де сент-экзюпери #маленький принц