Личность представляет интерес не только для психологии. Социология, история, искусствоведение, эстетика, этика, педагогика, медицина, юридические и другие науки с разных сторон, в различных связях и отношениях также изучают личность.
Личность — человек как сознательное, разумное существо, обладающее речью и способностью к трудовой деятельности.
Ли́чность — субъект социальной жизни, раскрывающий свою индивидуальность в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности.Понятие личности в лингвистике
Понятие «личность» неразрывно связано с социальной природой человека.
Личность является базовой категорией и предметом изучения психологии личности. Личность — это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических особенностей человека, определяющих повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.
Вне общества личности нет, так как каждый человек формируется как личность только в обществе, в коллективе и проявляется в общении с другими людьми. Коротко говоря,
личность — это человек как носитель сознания.
Когда мы говорим, что человек познает окружающий мир, мы подразумеваем человека как личность. Лишь как личность он не только познает, переживает и относится к миру, но и преобразует его.
Понятие о личности человека неразрывно связано с понятием о сознании. Именно потому он и личность, что в отличие от животных у него есть сознание. Все свойства и особенности личности человека, обусловленные врожденными задатками, проявляются и формируются в его деятельности. В то же время деятельность человека зависит от свойств и особенностей его личности. Психология как наука изучает конкретную деятельность конкретной личности. Учение о единстве личности и ее деятельности — краеугольный камень психологии, и лишь на основе этого единства рассматривать различные стороны личности.
О личности спящего человека никто ничего сказать не может. Но едва человек проснется и начнет действовать и особенно говорить, как сразу же начнут проявляться различные свойства и особенности его личности. Чем активнее деятельность человека, тем отчетливее, ярче будут проявляться свойства и особенности его личности. Наиболее отчетливо они проявляются в коллективе, в деятельном общении человека с другими людьми. Иногда с человеком можно «пуд соли съесть», так и не разобравшись в свойствах и особенностях его личности. Иногда же втечение нескольких часов активной и творческой работы в коллективе все психические свойства (черты) личности полностью и ярко
раскрываются во всем их многообразии. А черт личности очень
много. В русском языке более 1,5 тысячи слов, их обозначающих
(в грузинском — более 4 тысяч). А ведь далеко не все черты личности могут быть обозначены лишь одним словом'.
Рабочий как личность формируется не только в процессе профессионально-технического обучения и трудового воспитания. Определяющим свойством личности служат мировоззрение и нравственный облик. Именно поэтому коммунистическое воспитание —
основа формирования личности советского трудящегося человека.
Сколько людей на земле, столько и различных личностей с присущей каждой из них психологической структурой. Есть люди
очень похожие, но нет двух тождественных личностей. Тем более
нет у педагога двух одинаковых учеников. Но наряду с индивидуальными структурами личности есть, конечно, и более общие психологические структуры, определяющие типы личностей. Наиболее общая для всех людей структура личности определяется ее четырьмя сторонами, или, как теперь принято говорить, подструктурами.
Первая основная сторона личности — ее социально обусловленные особенности: интересы, стремления, идеалы, мировоззрение, убеждения, которые определяют качества личности. Она формируется путем воспитания.
Вторая сторона личности — запас имеющихся у человека знаний, навыков, умений и привычек. Эта сторона определяет подготовленность, уровень развития личности, ее опыт, который формируется путем обучения.
Третью сторону личности составляют свойственные данному
человеку и типичные для него устойчивые особенности отдельных
психических процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти,
эмоций, воли и психомоторики. Эта сторона формируется путем
упражнения.
Четвертая сторона личности — ее биологически обусловленные
особенности, задатки, особенности высшей нервной деятельности,
проявляющиеся в темпераменте, возрастных и половых свойствах.
Они также до определенной степени могут меняться с помощью тренировок.
Педагогу приходится вначале наиболее общо, поверхностно, а
потом, возможно, более детально и глубоко оценивать каждую из
этих четырех сторон личности учащегося, чтобы знать, на какие
качества он может опереться, какие должен формировать. Обычно
среди многих особенностей и сторон личности он ищет наиболее
выраженные, понимая, что не все они равнозначны, пытается установить взаимосвязи отдельных сторон и особенностей. Однако отдельные черты каждой из сторон могут быть и независимы от
Качества направленности личности
Чтобы узнать человека, очень важно разобраться в том, что он
успел сделать на своем жизненном пути как член общества. Но
еще важнее понять, к чему он стремится и во имя чего; чего, по
его мнению, он не успел еще добиться и каким образом намерен
достичь поставленной перед собой жизненной цели. Все это определяет направленность личности, т. е. ее интересы и склонности,
идеалы, мировоззрение и убеждения, являющиеся мотивами деятельности.
Иногда направленность учащегося сводится к ответу на вопрос
«Чего он хочет?» Это не совсем верно, так как сущность направленности связана не только с тем, чего хочет человек, сколько
с тем, почему он этого хочет. Иначе говоря, следует узнать мотивы, определяющие интересы, стремления, деятельность учащегося.
Характеризуя направленность личности в целом, нужно обращать внимание на следующие ее общие качества.
Прежде всего необходимо определить уровень, т. е. общественную значимость направленности человека. Только общественно
значимые цели, побуждающие его к деятельности, могут обеспечивать высокий уровень направленности его личности.
Далее педагогу необходимо определить широту направленности
изучаемой личности учащегося. Естественно, при низком уровне мотивов, определяющемся примитивными потребностями (выспаться, поесть и т: п.), не может быть и речи об их широте и содержательности. Но и высокий уровень мотивов иногда допускает очень узкую общую направленность личности, например, к получению только лишь специальности. На какой-то про межуток времени это неплохо, но все же• учащемуся необходимо стремиться к разностороннему, гармоническому развитию своих интересов и потребностей. Качества направленности личности круга интересов должен быть главный, центральный интерес, направленный на профессиональную деятельность, выполняемую личностью. Следующее важное качество направленности — ее интенсивность, связанная с эмоциональной окраской. Она может иметь весьма большой диапазон выраженности, колеблясь от смутных, нечетких влечений, через осознанные желания и активные стремления до полной убежденности. Устойчивость направленности личности характеризуется ее протяженностью во времени. Изредка среди учащихся попадаются юноши и девушки, горячо увлекающиеся во время теоретической подготовки каждой новой изучаемой дисциплиной, но быстро остывающие и разочаровывающиеся. Устойчивость как качество направленности личности в первую очередь связана с настойчивостью как проявлением правильно развитой воли. Отсюда очевидно, что формирование воли оказывает положительное воздействие на воспитание устойчивости направленности личности, и, наоборот, устойчивая направленность формирует волю. Наконец, надо учитывать и оценивать важнейшее качество — действенность направленности личности, под которой понимают активность реализации целей направленности в деятельности. Ведь даже интенсивная и устойчивая направленность может быть слабо
реализуемой в жизни человека, в его действиях и поступках.
- Языковая личность — совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов), которые различаются:
- а) степенью структурно-языковой сложности;
- б) глубиной и точностью отражения действительности;
- в) определённой целевой направленностью.
При этом языковая личность рассматривается как часть многогранного понимания личности, преломлённые через её язык.
- Речевая личность — личность, реализующая себя в коммуникации, выбирающая и осуществляющая ту или иную стратегию и тактику общения, выбирающая и использующая тот или иной репертуар средств (как собственно лингвистических, так и экстралингвистических). Если языковая личность — это парадигма речевых личностей, то, наоборот, речевая личность — это языковая личность в парадигме реального общения.
- Коммуникативная личность — совокупность индивидуальных коммуникативных стратегий и тактик, когнитивных, семиотических, мотивационных предпочтений, сформировавшихся в процессах коммуникации как коммуникативная компетенция индивида, его «коммуникативный паспорт», «визитная карточка».